1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормирование громкости и максимально допустимый уровень аудиосигнала. Нормирование громкости и максимально допустимый уровень аудиосигнала Что такое нормализация звука

Содержание

Нормирование громкости и максимально допустимый уровень аудиосигнала. Нормирование громкости и максимально допустимый уровень аудиосигнала Что такое нормализация звука

Классификация шумов

Шумы классифицируют по их спектральным и временным характеристикам.

В зависимости от характера спектрашумы бывают тональными, в спектре которых имеются слышимые дискретные тона, и широкополосными — с непрерывным спектром шириной более одной октавы.

По временным характеристикамшумы подразделяют на постоянные, уровень звука которых за 8 — часовой рабочий день изменяется во времени не более чем на 5 дБА и непостоянные, для которых это изменение более 5 дБА. В свою очередь, непостоянные шумы делят на:

— колеблющийся во времени — шум, уровень звука которого непрерывно изменяется во времени;

— прерывистый — шум, уровень звука которого ступенчато изменяется (на 5 дБА и более), причем длительность интервалов, в течение которых уровень остается постоянным, составляет 1 с. и более;

— импульсный — шум, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, каждый длительностью менее 1 с.

— ГОСТ 12.1.003-83* ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.

— Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

При нормировании шума используют три метода: нормирование по предельному спектру шума; нормирование уровня звука в дБА, нормирование по дозе шума.

Первый метод нормирования является основным для постоянных шумов. Здесь нормируются уровни звукового давления в девяти октавных полосах, указанных выше. Совокупность девяти допустимых уровней звукового давления называется предельным спектром. С ростом частоты (более неприятный шум) допустимые уровни уменьшаются. Каждый из спектров имеет свой индекс ПС, который соответствует уровню звукового давления в октавной полосе со среднегеометрической частотой 1 000 Гц, например, ПС — 60.

Второй метод нормирования основан на измерении общего уровня шума по шкале А шумомера, дБА. Частотная характеристика А имитирует кривую чувствительности уха человека, для которой характерна пониженная чувствительность на низких частотах.

,

где РА среднеквадратичная величина звукового давления с учетом коррекции «А« шумомера, Па. Уровень звука, дБА, используется для ориентировочной оценки постоянного и непостоянного шума, так как мы не знаем спектра шума. Уровень звука, дБА, связан с предельным спектром зависимостью LА + 5.

Характеристикой непостоянного шума на рабочих местах является эквивалентный (по энергии) уровень звука, дБА.

Третий метод — нормирование по дозе шума. Вредное воздействие шума зависит от его продолжительности. Для того чтобы учесть продолжительность воздействия, введено понятие дозы шума.Доза шума — D, Па 2 *ч, — интегральная величина, учитывающая акустическую энергию, воздействующую на человека за определенный период времени:

(2.9)

Допустимая доза шума равна

, (2.10)

где PA доп – допустимое давление (по шкале А), Па;

Tр.д. – продолжительность действия шума, ч.

Допустимый уровень звука на территории жилой застройки:

Регулирование и контроль громкости звука в телерадиовещании

В конце мая текущего года произошло долгожданное для специалистов по звуку и звукорежиссёров событие – официально установлены единицы и методы измерения громкости. Константин Миллер размышляет о том, к чему это приведет в будущем

  • 2015-07-07 16:52:50 7 июля 2015
  • 6661
  • Константин Миллер

В приказе Минкомсвязи России № 171, опубликованном на официальном сайте, введены «Рекомендации в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании», в которых определение звукового уровня базируется на единообразном применении значений громкости, установлены единицы и методы измерения громкости. Кроме того, 25 мая введены соответствующие поправки в Федеральный Закон РФ «О рекламе» в статье 14 пункт 12, которые, в частности, вменяют антимонопольным органам выявлять случаи превышения громкости на рекламе путём объективного инструментального контроля.

Так что же такое громкость и чем она отличается от уровня звукового сигнала? Прежде всего, замечу, что в акустике давно существует понятие громкости и есть свои единицы измерения – сон и фон. Чтобы не было путаницы, приведу необходимые пояснения. Фон – относительная величина, равная уровню звукового давления на частоте 1 кГц в децибелах, причём 0 соответствует порогу слышимости (20 мкПа), а 120 – болевому порогу (20 Па).

Сон – это акустическая единица абсолютной громкости, причём 1 сон = 40 фон, 2 сон = 50 фон, 4 сон = 60 фон и т.д. В телерадиовещании же измерялся уровень электрического звукового сигнала. До недавнего времени основным нормативным документом ПТЭ 2001 регламентировались пиковые значения звукового сигнала при помощи квазипикового измерителя уровня звука (QPPM).

Этот подход имел ряд недостатков, вплоть до того, что появились компрессоры, повышающие реальную громкость рекламы, не отслеживаемую такой методикой. Теперь же, в соответствии c Рекомендацией EBU R 128 для характеристики звукового сигнала, следует внедрить и использовать следующие параметры:

  • громкость программы (Programme Loudness) – средняя (интегральная) громкость за всю длительность программы;
  • мгновенная громкость (Momentary Loudness) – значение громкости, измеренное методом «скользящего окна», с временем интеграции 400 мс;
  • кратковременная громкость (Short-Term Loudness) – значение громкости, измеренное методом «скользящего окна», с временем интеграции 3 с;
  • диапазон громкости (Loudness Range) – параметр, определяющий динамический звуковой диапазон, вычисляемый статистическим методом;
  • максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak level) не должен превышать -1 dBTP.

  • LUFS (Loudness Unit Full Scale) – логарифмическая единица уровня громкости звукового сигнала относительно максимального значения цифровой шкалы согласно рекомендациям EBU R 128;
  • LU (Loudness Unit) – относительная единица громкости, 1 LU количественно соответствует 1 дБ, в соответствии с рекомендациями EBU R 128.Обозначение единиц латиницей объясняется тем, что все шкалы измерителей разрабатываются согласно рекомендациям EBU R 128 и перевод на русский язык не предусматривается.

Громкость программы (Programme Loudness) должна быть равна номинальному значению – 23,0 LUFS с допустимым отклонением от номинального значения ± 0,5 LU. Для прямых эфиров допускается отклонение ± 1,0 LU. Таким образом достигается нормализация громкости программ на разных каналах. Упрощается и международный обмен.

Как соотносится опорный уровень с акустическими значениями? Посредством звуковоспроизводящих устройств. Поскольку диапазон таких устройств от наушников до громкоговорителей со своими регуляторами громкости, числовое соотношение неоднозначно и малоинформативно. Но для наиболее комфортного воспроизведения звука на том или ином устройстве, вместе с аудиосигналом могут передаваться метаданные громкости – информация о значении громкости программы.

Для производства медиаматериалов с нормализацией по громкости до целевого уровня предлагается использовать измерители громкости в «Режиме EBU» R 128, а также программные модули для нормализации звука в базе медиафайлов. То есть производители должны обеспечивать номинальный уровень громкости своих программ с помощью инструментального контроля или соответствующего программного обеспечения. Вещателям рекомендуется обеспечить инструментальный контроль громкости во время работы звукорежиссера на выпускающем тракте теле-, радиоканала. Кроме того, необходимо обучение звукорежиссёра (звукоинженера) работе с новым инструментом контроля, получение опыта в нормализации уровня громкости до целевого уровня с поддержанием художественного замысла звукового сопровождения. Рекомендуется на переходный период рядом с существующими измерителями уровня звукового сигнала ставить измерители громкости, чтобы звукорежиссёры (звукоинженеры) могли наглядно оценить нововведения.

Читать еще:  После установки windows 10 сохранятся ли данные. Как переустановить Windows, сохранив настройки и установленные программы

Иными словами, требуется закупка нового оборудования и/или программного обеспечения, а её реализация сильно зависит от ваших задач и вашего бюджета.

Интересный вопрос, а что делать, пока нет такого оборудования? Традиционный волюметр (VUmeter) усредняет пики со временем интеграции 300 мс. По нему с натяжкой можно судить о значениях мгновенной громкости, которые не должны превышать -15 LUFS или примерно -16 дБ цифровой шкалы волюметра. Но это может быть только временным решением и не избавляет от необходимости приобретения новых измерителей громкости.

Support » Поддержка Digispot II

Введение¶

В этой статье дается краткое пояснение терминов Громкость звука, Уровень звука, Нормализация, Усиление и некоторых других, и их взаимосвязи и использование применительно к системе автоматизации телерадиовещания Digispot.

Уровень звука¶

Под термином Уровень звука понимается уровень амплитуды звукового сигнала. Применительно к элементу расписания, элементу МБД или иному фрагменту звука речь идет о пиковом (максимальном) уровне сигнала на протяжении всего фрагмента. Данный уровень измеряется единицах dBFS и практически всегда является отрицательным числом. Этот уровень важен, т.к. от него зависит, насколько можно увеличить уровень, и следовательно, громкость звучания, не превысив теоретический порог 0 dBFS.

Для визуального наблюдения за текущим уровнем сигнала в реальном уровне предназначены индикаторы уровня сигнала.

Диаграмма изменения уровня сигнала во времени называется сигналограммой и используется для визуального отображения фонограмм и других звуковых элементов в различных окнах системы Digispot, например, окне редактирования склейки, при монтаже звука и пр.

В системе Digispot максимальный уровень элемента расписания и МБД рассчитывается однократно и запоминается для последующего использования, например, для нормализации.
Определение пикового сигнала совмещено с одновременным определением ее громкости, эти величины всегда рассчитываются совместно.

Истинный уровень звука¶

Термином Истинный уровень звука понимается гипотетический уровень амплитуды аналогового звукового сигнала, который является интерполяцией имеющейся оцифрованной фонограммы. Разница с просто «Уровнем» в том, что при сэмплировании точки взятия сэмплов на временной оси могут не попадать в точки максимума аналогового сигнала. Например, если у нас имеется синусоидальный сигнал частотой 11025 Гц и мы оцифровываем его с частотой 44100, то далее пиковое значение уровня по оцифрованной фонограмме может иметь значение от –3dBFS до 0dBFS в зависимости от того, с каким фазовым смещением точки сэмплирования на временной оси будут попадать на сигнал. При более высоких частотах сигнала пики могут быть ещё более недооценены.

В документе ITU-R BS.1770-3 (Annex 2) определяется алгоритм вычисления показателя «True Peak Level». Предлагаемая процедура сводится к повышению частоты дискретизации в 4 раза и фильтрации, затем по полученной интерполяции сигнала находится максимум амплитуды.

В системе Digispot пиковые индикаторы в редакторе, окнах свойств, склеек, имеют возможность отображать истинный уровень звука.

Громкость звука¶

Громкость — это оценочная величина, характеризующая насколько громко слушатель воспринимается материал. Данная величина рассчитывается по специальному алгоритму, учитывающему восприятие звука человеком, разработанному МСЭITU — BS.1770.

Громкость измеряется в единицах LUFS, которые по физическому смыслу идентичны децибелам. Громкость прямо связана с уровнем сигнала — чем выше уровень сигнала, тем больше его громкость.
Численно эта связь линейная: если уровень сигнала увеличить на 6 dB, то и громкость увеличится на 6 LU. (Если быть математически точным, зависимость не линейная, но для большинства случаев практического применения отклонением от линейной зависимости можно пренебречь).

Контроль громкости в реальном времени происходит при помощи индикаторов громкости, их существует два: M — мгновенный (Momentary) и S — кратковременный (Short-term), они отличатся интервалами измерения: 0.4 сек и 3 сек соответственно.

Для оценки громкости интервала звука разработана специальная методика, вычисляющая величину громкости интервала, обозначаемую величиной I и называемую Интегральной громкостью (Integrated loudness). Именно эта величина имеется в виду, когда говорится о громкости элемента расписания или МБД.

В системе Digispot интегральная громкость элемента расписания и МБД рассчитывается однократно и запоминается для последующего использования, например, для нормализации.

В России методика измерения громкости программ определена приказом ФАС от 22 мая 2015 № 374/15. Громкость программ регламентируется федеральным законом 338.

Соотношения между пиковым уровнем цифрового аудиосигнала, истинным пиковым уровнем, громкостью, и обозначения¶

Когда говорят об уровне сигнала (точнее — о пиковом уровне), используется обозначение dBFS — dB Full Scale. Данная шкала имеет точку 0dB привязанную к полному диапазону представимого в используемой разрядности сигнала. Например, при 16-битных сэмплах звукового сигнала представимые значения от -32768 до +32767, поэтому значение уровня сигнала в dBFS вычисляется как 20lg(s/32768), где s- значение сэмпла в данном представлении или максимум абсолютной величины сэмплов на интересующем интервале. Шкала dBFS имеет смысл только в том случае, если для представления сэмплов используется арифметика с фиксированной точкой. В этой шкале уровень оцифрованного сигнала теоретически не может быть выше 0 dBFS, поскольку в заданные границы разрядной сетки большие или меньшие значения сэмплов не помещаются. В современных системах цифровой обработки представление c фиксированной точкой, как правило, используется только при записи или чтении оцифрованного звукового материала из звуковых файлов. При обработке звука после чтения из файла может использоваться арифметика с фиксированной точкой большей разрядности, или арифметика с плавающей точкой, поэтому значение уровня сигнала внутри обрабатывающего ПО может быть больше 0 dB в смысле шкалы dBFS, связанной с исходным представлением в файле.

Истинный пиковый уровень сигнала измеряется в тех же единицах, что и пиковый уровень, однако он теоретически может превышать значения 0dB даже при измерении прямо по материалу из файла вследствие интерполяции сигнала между точками сэмплирования. Хотя шкала та же самая, для этих единиц измерения используется обозначение dBTP, поскольку для одного и того же материала пиковый и истинный пиковый уровни не равны — второй, как правило, больше.

Громкость, в смысле определения в EBU R-128/ITU-R BS.1770, фактически измеряется в тех же единицах, и связана с уровнем линейно в следующем смысле: одна единица громкости 1LU равен одной единице уровня 1dB в линейном случае. То есть, если мы имеем сигнал с громкостью X LU и уровнем Y dB, и мы усиливаем его на +6 dB, то громкость и уровень нового сигнала будут соответственно X+6 LU и Y+6 dB. Это соотношение сохраняется до тех пор, пока в обработке сигнала не сказываются эффекты ограниченной разрядности, т.е. переполнение при усилении. При переполнении уровень ограничивается максимумом используемой шкалы, а громкость далее растёт — сначала практически линейно, потом также происходит ограничение. Шкала LU, в которой синусоидальный сигнал амплитудой в «полную разрядность» имеет громкость 0 LU, называется шкалой LUFS.

Рекомендация EBU R-128 и связанные документы вводят понятия стандартного «измерителя громкости», и перечисляют список измеряемых величин, режимы, и необходимую функциональность прибора, который может иметь такое название (и логотип) в соответствии с R-128. В частности, определяется рекомендуемая референсная точка громкости фонограмм для вещания и промышленной обработки — –23LUFS, и вводятся две стандартных шкалы. Подробности лучше посмотреть в оригинале (документы по громкости доступны свободно для скачивания с сайта EBU проекта).

Возможности индикаторов Дигиспот-2 с лихвой перекрывают требования R-128, хотя для удобства в Джине сделана более гибкая система шкал. Индикаторы в Дигиспот-2 могут измерять

  • пиковый уровень сигнала
  • истинный пиковый
  • RMS уровень
  • различные показатели громкости по R-128 (M/S/I/LRA/квантили LRA)
  • корреляцию между двумя выбранными каналами
Читать еще:  Запрет использования впн что делать. Правда ли, что в России запретили VPN и анонимайзеры

Все эти величины могут быть измерены и показаны на индикаторах в любом составе вместе или по отдельности (определяется настройками конкретного индикатора), для I-loudness и LRA выводятся числовые значения, для остальных — столбиковые индикаторы. Индикаторы доступны в аудиоредакторе Трек-2, панелях свойств элементов файловых панелей и панелей расписаний, редакторах склеек, панели видеопревью, и т.д.

Аномалии пикового уровня аудиоисточников с кодеком отличным от PCM с фиксированной точкой¶

При кодировании аудио MPEG кодеками, результат декодирования может не поместиться в ту разрядность, которую имел исходный сигнал. Пример: у вас есть аудиофайл в PCM кодировке с фиксированной точкой 16 бит, пиковый уровень материала в файле –6dB. Вы закодировали его MP3 кодеком, и при декодировании в ту же разрядность обнаруживается, что декодированный материал имеет максимум уровня –3дБ. То есть, цикл кодирование-декодирование добавляет +3дБ к уровню сигнала. Если бы ваш файл был нормализован под 0дБ, то при декодировании возникло бы переполнение и дефекты звучания (щелчки). В принципе, это явление можно счесть дефектом кодека, но, к сожалению, практика показывает, что подобных файлов довольно много.

В Джине декодирование MP2/MP3 материала выполняется таким образом, что безопасно обрабатываются довольно большие по амплитуде переполнения — примерно до +27дБ. У пользователей системы иногда вызывает недоумение, почему уровень материала прямо в файле-источнике превышает 0dBFS. Как объяснено выше на примере MPEG, такая ситуация возможна для кодеков, отличных от PCM c фиксированной точкой, и объясняется особенностями кодека или ПО, создавшего файл. Преимуществом системы Джин является то, что такие файлы безопасно декодируются, и имеется возможность автоматически нормализовать материал к заданному уровню в дБ или к заданной громкости в LU.

Усиление звука¶

Усилением или коэффициентом усиления является величина, определяющая, насколько увеличивается или уменьшается амплитуда результирующего сигнала относительно исходного. Коэффициент усиления измеряется в децибелах, увеличению уровня сигнала соответствуют положительные значения коэффициента усиления, ослаблению — отрицательные. Результирующий уровень сигнала и громкость получаются простым сложением текущего уровня и громкости с коэффициентом усиления.

Применение коэффициента усиления, назначенного элементу расписания или иному элементу системы Digispot, происходит автоматически при воспроизведении или другом использовании звука элемента.

Операция расчета коэффициента усиления по требуемому результирующему уровню звука или его громкости называется нормализация звука.

Нормализация звука¶

Нормализацией называется операция, рассчитывающая коэффициент усиления для элемента так, чтобы в результате его громкость или пиковый уровень достиг желаемого значения. Коэффициент усиления рассчитывается как разница между желаемым и текущим уровнями.

  • Нормализация по пиковому уровню обычно необходима для соблюдения технического регламента и недопущения превышения определенного уровня для избегания искажения сигнала на выходном оборудовании или ПО радиостанции.
  • Нормализация по громкости служит для обеспечения сбалансированного звучания радиостанции, избегания резкого перепада громкости восприятия соседних элементов, а также для соблюдения требования законодательств в сфере радиовещания, например ФЗ 338.
    При нормализации по громкости нельзя допустить превышения пикового уровня, установленного регламентом или предельно допустимого уровня 0 dBFS, т.к. это может привести к искажению сигнала. Поэтому при нормализации по громкости, в случае усиления сигнала, коэффициент усиления может ограничивается из за пикового уровня и желаемый уровень громкости не будет достигнут.

Для нормализации необходимо знать текущий уровень и громкость нормализуемого элемента. Если они не известны, то при выполнении операции запускается процесс расчета громкости и уровня, в противном случае нормализация происходит мгновенно.

В системе Digispot существует специальное окно, для настройки параметров нормализации — Окно выбора параметров нормализации.

На выполнение нормализации в системе Digispot влияют Общие настройкиДопБазовые установкиАвтоматически нормализовать аудио.

Автоматическая нормализация может выполняться при ручном или автоматическом добавлении материала в МБД и в других случаях.
Кроме этого, в некоторых случаях происходит автоматическое определение громкости и уровня, которые могут использоваться при последующей нормализации.

В более ранних версиях системы Digispot присутствовала только пиковая нормализация, начиная с 2.16.2.10 в системе есть нормализация по громкости.

Автоматическая нормализация звука¶

Автоматическая нормализация звука позволяет гарантировать, что звук, поступивший в систему «извне» будет приведен к требуемому уровню и громкости.
Автоматическая нормализация происходит в двух направлениях

  • Входная нормализация: когда материал поступает внутрь системы Digispot.
    Параметры определяются узлом общих настроек Базовые установкиАвтоматически нормализовать аудиоНормализовывать входящие звуковые данные
    Входная нормализация выполняется в следующих случаях
    • Вставка/бросок из модуля файлы в любой другой модуль системы
    • Вставка/замена аудио из буфера обмена Windows
    • Импорт файла в МБД приложением DB_Import
    • При явном назначении файла на закладке Файл окна свойств элемента.
    • При назначении файла элементу МБД перетаскиванием (по умолчанию — с прижатым Ctrl).
  • когда материал покидает систему Digispot
    Параметры определяются узлом общих настроек Базовые установкиАвтоматически нормализовать аудиоПараметры нормализации исходящего материала
    • При публикации элемента МБД или расписания по умолчанию используются параметры выходной нормализации.

Кроме этого, существует возможность нормализовать элемент в процессе импорта к уровню, явно заданному в импортируемом файле и отличающемуся от указанных в общих настройках. Подробнее об этом:Установка_усиления_и_нормализация_при_импорте_в_расписание.

Материал, произведенный внутри системы, например, записанный в Трек 2 и сохраненный в МБД, автоматической нормализации не подвергается, т.к. предполагается, что необходимый уровень установлен средствами Трек2.
Также не происходит нормализации при перетаскивании/копировании-вставке материала внутри системы между различными модулями Папки/Расписание/МБД и пр.

При внесении материалов извне и автоматической нормализации нужно учитывать специфику добавляемого в систему материала, например, для подложек и других элементов оформления эфира автоматическая нормализация может установить неправильный уровень.

Нормализация

Можно ли увеличить громкость звучания аудиосигнала не прибегая к различным видам компрессии? Конечно да. Нормализация позволяет усилить громкость до максимальных значений, причём так, чтобы не возникло искажений.

Нормализация звука — процесс выравнивания громкости звукового сигнала относительно эталона. А сам эталон зависит от способа нормализации.

Разберёмся какие существуют способы нормализации.

Два способа нормализации:

Пиковая нормализация (Peak) — измеряется в процентах. Этот способ хорош тем, что он увеличивает уровень звукового сигнала до максимума и полностью исключает клиппинг (искажения). Эталонным звуком при этом способе является самый высокий пик в выбранном отрезке аудиосигнала. Однако, если этот пик сильно выделяется по сравнению со всей фонограммой, то общее звучание может остаться достаточно тихим. Это потому, что пик не может превысить уровень в 0 dB и не позволяет увеличивать остальной материал громче. Решением этой проблемы может стать лимитер . Просто срежьте пик до нужного вам значения.

Среднеквадратичная нормализация ( RMS) — измеряется в децибелах . С одной стороны этот способ нормализации лучше, так как человеческое ухо воспринимает увеличение громкости именно по этому принципу. Но здесь возможно появление искажений (клиппинг). Поэтому уровень в децибеллах подбирается опытным путём.

Как пользоваться?

  1. В поле Normalize to вы выбираете в процентах или децибелах уровень, к которому следует нормализовать цифровые отсчеты звука.
  2. После нажатия на Ok программа проанализирует выбранный материал и вычислит максимальный уровень.
  3. После происходит вычисление (создается коэффициент), при котором максимальный отсчет становится равный заданному вами уровню в процентах или децибелах
  4. Остальной материал (цифровые отсчеты) также умножаются на этот же вычисленный коэффициент.

В итоге максимальный отсчет принимает выбранное вами значение, а остальные пропорционально увеличиваются или уменьшаются.

Нормализацию можно иногда применять, чтобы не использовать компрессию сигнала. При этом громкость аудиосигнала станет такой, которую вы выбрали и не будет искажений. Если вы хотите максимальное увеличение, то выбирайте 100%. или 0 dB. Конечно, в некоторых программах возможно и ещё большее увеличение как в процентах 200% и более, так и в децибелах. Но такое увеличение уже не гарантирует, что в сигнале не появятся нелинейные искажения .

Читать еще:  Что делать в фотошопе пропала кисть. Решаем проблему с пропавшим контуром кисти в фотошопе

Подписывайтесь на новости моего блога ( RSS ).

Всем творческих успехов в своих проектах!

Похожие записи

Correlationmeter — коррелометр

5 / 5 ( 17 голосов ) Коррелометр необходим для проверки моносовместимости звукового материала. 60 SHARES Share on Facebook Tweet…

Time Stretch — изменение длины и темпа фрагмента аудиоданных.

5 / 5 ( 29 голосов ) Time Stretch — полезная функция, с помощью которой можно изменить длину и «темп»…

RMS- , PEAK- и VU-измерители

4.2 / 5 ( 31 голос ) Объективные контроль качества звукозаписи невозможен без специальных измерительных приборов, которые позволяют визуально оценить…

Порхающее эхо или «флаттер»

5 / 5 ( 27 голосов ) В прошлых статьях мы уже узнали, что комнатные моды (стоячие волны) являются результатом…

Пружинный ревербератор (Spring Reverb).

5 / 5 ( 33 голоса ) В этой статье рассмотрим пружинный ревербератор (Spring Reverb). А именно: схему устройства, принцип…

Нормализация

Можно ли увеличить громкость звучания аудиосигнала не прибегая к различным видам компрессии? Конечно да. Нормализация позволяет усилить громкость до максимальных значений, причём так, чтобы не возникло искажений.

Нормализация звука — процесс выравнивания громкости звукового сигнала относительно эталона. А сам эталон зависит от способа нормализации.

Разберёмся какие существуют способы нормализации.

Два способа нормализации:

Пиковая нормализация (Peak) — измеряется в процентах. Этот способ хорош тем, что он увеличивает уровень звукового сигнала до максимума и полностью исключает клиппинг (искажения). Эталонным звуком при этом способе является самый высокий пик в выбранном отрезке аудиосигнала. Однако, если этот пик сильно выделяется по сравнению со всей фонограммой, то общее звучание может остаться достаточно тихим. Это потому, что пик не может превысить уровень в 0 dB и не позволяет увеличивать остальной материал громче. Решением этой проблемы может стать лимитер . Просто срежьте пик до нужного вам значения.

Среднеквадратичная нормализация ( RMS) — измеряется в децибелах . С одной стороны этот способ нормализации лучше, так как человеческое ухо воспринимает увеличение громкости именно по этому принципу. Но здесь возможно появление искажений (клиппинг). Поэтому уровень в децибеллах подбирается опытным путём.

Как пользоваться?

  1. В поле Normalize to вы выбираете в процентах или децибелах уровень, к которому следует нормализовать цифровые отсчеты звука.
  2. После нажатия на Ok программа проанализирует выбранный материал и вычислит максимальный уровень.
  3. После происходит вычисление (создается коэффициент), при котором максимальный отсчет становится равный заданному вами уровню в процентах или децибелах
  4. Остальной материал (цифровые отсчеты) также умножаются на этот же вычисленный коэффициент.

В итоге максимальный отсчет принимает выбранное вами значение, а остальные пропорционально увеличиваются или уменьшаются.

Нормализацию можно иногда применять, чтобы не использовать компрессию сигнала. При этом громкость аудиосигнала станет такой, которую вы выбрали и не будет искажений. Если вы хотите максимальное увеличение, то выбирайте 100%. или 0 dB. Конечно, в некоторых программах возможно и ещё большее увеличение как в процентах 200% и более, так и в децибелах. Но такое увеличение уже не гарантирует, что в сигнале не появятся нелинейные искажения .

Подписывайтесь на новости моего блога ( RSS ).

Всем творческих успехов в своих проектах!

Похожие записи

Correlationmeter — коррелометр

5 / 5 ( 17 голосов ) Коррелометр необходим для проверки моносовместимости звукового материала. 60 SHARES Share on Facebook Tweet…

Time Stretch — изменение длины и темпа фрагмента аудиоданных.

5 / 5 ( 29 голосов ) Time Stretch — полезная функция, с помощью которой можно изменить длину и «темп»…

RMS- , PEAK- и VU-измерители

4.2 / 5 ( 31 голос ) Объективные контроль качества звукозаписи невозможен без специальных измерительных приборов, которые позволяют визуально оценить…

Порхающее эхо или «флаттер»

5 / 5 ( 27 голосов ) В прошлых статьях мы уже узнали, что комнатные моды (стоячие волны) являются результатом…

Пружинный ревербератор (Spring Reverb).

5 / 5 ( 33 голоса ) В этой статье рассмотрим пружинный ревербератор (Spring Reverb). А именно: схему устройства, принцип…

Что такое нормализация звука и как ее применять?

11 августа , 2019

Упомяните слово «нормализация» в группе, ориентированной на звукозапись и обработку, и некоторые «эксперты» скажут, что нормализация — это любительский путь и его никогда не нужно делать. Другие же вам скажут, что это полезная функция. Так кто же прав? Давайте разрушим мифы, которые окружают данную терминологию.

Что такое это такое?

Существует два типа нормализации — пиковая и средняя. Пиковая определяет максимальный (пиковый) уровень аудиофайла, а затем повышает (или понижает) его до целевого. Этот целевой пиковый уровень часто составляет 0 дБFS (максимально доступное значение), но может иметь другой уровень, например, на 6 дБ ниже максимального значения. Средняя нормализация определяет средний уровень аудиофайла и аналогичным образом повышает или понижает его до целевого.

В чем разница между средним и пиковым уровнями?

Компания Shure провела замечательную аналогию: средняя высота Гималайских гор составляет 5400м, но пик высоты Эвереста — 8848м. Измерители уровня громкости представляют средний уровень сигнала, поэтому некоторые ударные звуки часто не регистрируют такое высокое показание измерителя, даже если сигнал искажается.

Наши уши склонны воспринимать на основе среднего уровня, а не его пикового. Например, ударный звук с быстрым релизом может иметь высокие пики, но низкий средний уровень, поэтом в целом он звучит не так громко. С другой стороны, искаженный аккорд на гитаре — который все время увеличивается в громкости — может иметь тот же пиковый уровень, что и ударный звук, но из-за его среднего уровня он будет звучать намного громче. Многие DAW предлагают измерения, которые показывают как пиковые, так и средние уровни.

Нормализация ухудшает звук?

Те, кто говорит, что нормализация может ухудшить звук, то да, она действительно может это сделать, если вы создадите машину времени и вернетесь к середине 1980-х, а затем выполните обработку Sound Designer на Mac Plus. В те времена, когда существовали 16-битные звуковые движки, практически любая обработка могла теоретически вызвать ухудшение, поскольку некоторые операции округляли бы цифровые числа, представляющие звук. Если вы сложили несколько обработок, и часть из них была с ошибками — то в сумме звук будет с проблемами. С современными звуковыми движками высокого разрешения (например, 32-битной плавающей запятой) это просто не проблема. Математика легко справляется с огромными числами.

Разве нормализация не влияет на соотношение сигнал/шум аудиофайла?

Нет. Она ничем не отличается от включения регулятора громкости. Если минимальный уровень шума аудиофайла составляет -88 дБ и он достигает пика в -12 дБ, нормализация пика до -6 дБ сделает все на 6 дБ громче — минимальный уровень шума будет на уровне -82 дБ, а пик будет на уровне -6 дБ. Отношение сигнал / шум не меняется, хотя абсолютный минимальный уровень шума будет на 6 дБ выше.

Посекундное балансирование голоса — это полезно?

Вы не всегда нормализуете звук до 0db. Можно устанавливать баланс до целевого уровня. Часто в вокале некоторые фразы поются тише или выше по уровню. Выделяя их и нормализуя до приемлемого уровня, вы сможете создать более согласованную и равномерную партию (и сможете исключать/ослабить компрессор). Конечно, вокал обладает естественной динамикой, которую вы не хотите стерилизовать — так что используйте свои уши. Регулируйте уровни только в тех случаях, когда они нуждаются в настройке.

Важно помнить, что нормализация — это инструмент. Как и любой инструмент, результаты, полученные с помощью этого инструмента, зависят от того, кто и как его использует. Не бойтесь нормализации, но и не нажимайте эту кнопку «нормализовать» на каждом источнике. Как упоминалось в начале, обе стороны правы — так что выбирайте правильный инструмент для правильной работы, и у вас все будет хорошо.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector