6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

10 вопросов программисту: зачем всю жизнь сдавать экзамены?

Содержание

Глава Рособрнадзора — о новых датах проведения ЕГЭ, пробном экзамене и компенсациях учителям

Обозреватель сайта kp.ru Александр Милкус в эфире Радио «Комсомольская правда» побеседовал с исполняющим обязанности руководителя Рособрнадзора Анзором Музаевым на тему пробных экзаменов, новых дат проведения ЕГЭ и выплат компенсаций учителям.

— Анзор Ахмедович, объявлены, наконец, сроки проведения ЕГЭ в этом году. И появилось нечто новое – «пробный экзамен», в котором при этом школьники не участвуют. Как это понимать?

— Ситуация в этом году нетипичная во всех отраслях, не только в образовании. Алгоритмы, сложившиеся годами, не работают. Подготовка к ЕГЭ обычно (многие это и не видят) начинается не за несколько дней до экзамена, а с февраля. Проходят апробации техники, видеонаблюдения, семинары для учителей — как правило, они же у нас организаторы Единого госэкзамена.

Аудио: Руководитель Рособрнадзора рассказал, как будет проходить ЕГЭ в 2020 году

Но из-за пандемии, которая охватила все субъекты страны, мы в этом году практически ни одной апробации не провели. И вот так с ходу начинать экзамены – это определенный риск. Кроме того, нужно выполнять новые требования, связанные с эпидемиологической обстановкой, с которыми мы раньше не сталкивались. У нас во всех школах должны появиться средства дезинфекции. Медики должны стоять на входе, измерять температуру. Должны появиться средства защиты, регламент их использования. Мы подключаем по средствам защиты Минпромторг , и по медицинским работникам – Минздрав .

Июнь уйдет на то, чтобы новый механизм проведения ЕГЭ заработал.

Поэтому мы, посоветовавшись с коллегами из Минпросвещения, Минобрнауки , Роспотребнадзора , Союза ректоров, профсоюза работников образования, решили – последняя неделя перед экзаменами, включая и 29-е, и 30-е июня, будет посвящена «полевой» отработке подготовки к ЕГЭ. В том числе пройдет и пробный экзамен. Пробный экзамен – это экзамен для учителей, для организаторов, который должен подтвердить готовность к проведению ЕГЭ.

— По сути это не экзамен, а его репетиция?

— Конечно. Нас сегодня беспокоит проход учеников в пункты проведения экзаменов. Кто участвовал в процедуре раньше, знают, что это похоже на школьную линейку, когда сотни выпускников собираются на площадке перед входом в школу. А потом вместе проходят.

Но мы понимаем, что в этом году так делать нельзя. Нужно нам, взрослым, сначала самим отрепетировать алгоритм действий. Мы же понимаем: на этот раз соберутся ребята, они друг друга три месяца не видели. Эмоции…

Надеюсь, к июлю эпидемиологическая ситуация во всех субъектах Российской Федерации спадет на ноль. Но, тем не менее, подвергать риску здоровье учащихся, учителей мы не имеем права.

— То есть для захода в пункты проведения экзамена будет, как говорил министр просвещения Сергей Кравцов, «зеленый коридор»?

— В общем, «весело» будет и весь июнь, и весь июль…

— Да. Сейчас мы ведем подготовительную работу в онлайн-формате.

Хочу подчеркнуть, мы не растянули экзамен из-за новой ситуации. Даже ужались. Если в первой версии, когда у нас не было пробного экзамена, мы основную волну заканчивали 24 июля, то сейчас добавили всего лишь один день – 25 июля у нас резерв по всем учебным предметам. А начинаем позже – с 3 июля.

Два дня под ЕГЭ по русскому

— Под русский язык запланированы два дня. Его нужно сдавать всем?

— Я не знаю ни одной специальности, не знаю ни одного вуза, где русский язык не был бы в перечне предметов, которые нужно сдавать в формате ЕГЭ для поступления.

А вот те, кто в вузы идти не собираются… Министерство просвещения приняло решение, что аттестаты в этом году школы будут выдавать по оценкам, полученным в течение учебного года. Аттестат все выпускники получат, как обещал министр просвещения, до 15 июня. Сдавать русский язык и базовую математику, если молодой человек не поступает в вуз, в этом году нет никакого смысла.

Мы посмотрели по нашим базам — 48 тысяч ребят в феврале зарегистрировались только на сдачу русского языка и базовой математики. Очевидно, что они с таким набором предметов в вуз поступать не собирались.

Хотя, если они сейчас придут к нам и скажут, что хотели бы сдавать ЕГЭ по русскому языку, мы им отказать не можем.

Остальные ребята выбрали от трех до четырех предметов, в редких случаях есть и пять. На совещании с министром науки и высшего образования Валерием Николаевичем Фальковым и председателем Союза ректоров Виктором Антоновичем Садовничим мы обсуждали вопрос – не стоит ли сократить количество предметов для поступления в вуз в связи с нынешней ситуацией. Принято окончательное решение: правила приема в вуз, в том числе по количеству предметов, предъявляемых для поступления, меняться не будут.

Про возможность изменить перечень предметов

— А если школьники сейчас передумали и в феврале они написали заявления на один набор экзаменов, а сейчас решили его поменять. Можно ли скорректировать?

— На этот вопрос ответил Владимир Владимирович Путин , когда проводил совещание по приемной кампании этого года. Он попросил всех максимально пойти навстречу участникам экзамена, детям, родителям. Если выпускник обращается в государственную экзаменационную комиссию, и мотивирует, с чем связано его решение, комиссия, конечно же, пойдет навстречу.

Но — подчеркну — должно быть объяснение, объективная причина. Например, что в том или ином вузе почему-то поменяли перечень этих экзаменов для поступления на специальности.

Про резервные дни

— В расписании ЕГЭ на июль заложены резервные дни. Их вполне достаточно, чтобы сдать все, что нужно. Тем не менее на начало августа запланирована вторая волна. Зачем?

— Так исторически сложилось, что у нас была досрочная волна сдачи ЕГЭ для тех ребят, кто защищает честь страны на различных культурных и спортивных площадках. В июне у многих проходили соревнования. Были ребята, которые на стационарном лечении находились. Поэтому они сдавали ЕГЭ раньше. Досрочно. Сюда же мы обычно включали выпускников прошлых лет, чтобы не мешать потоки. И была основная волна в конце мая и в июне.

Сейчас мы все волны объединяем в один месяц. Кто даст гарантию, что молодой человек в период с 3 по 20 июля не заболеет или не произойдет что-то, что может помешать ему сдавать экзамен? Поэтому добавили четыре дня в августе. Эти дни для тех, кто проболел основной период экзаменов, либо еще форс-мажор какой-то произошел. К примеру, у нас ежегодно в каком-то из пунктов не проходит экзамен, потому что помешала стихия.

В августе ЕГЭ будут сдавать только ребята, которые по объективным причинам не смогли поучаствовать в июле. Мы не имеем права лишить их шанса поступить в вуз.

Ректоры просили нас максимально сжать сроки сдачи ЕГЭ в августе, чтобы они успели все заявления обработать и к 1 сентября выпустить приказы о зачислении. Это сделано. Времени и абитуриентам, и приемный комиссиям должно хватить.

Про наблюдателей и контроль

— На совещании президиума Союза ректоров говорили о том, что могут быть проблемы с наблюдателями в пунктах проведения ЕГЭ. Обычно они приезжали из других регионов, чтобы обеспечить объективность проведения экзамена. Как будет решаться эта проблема?

— Раньше, как правило, у нас наблюдателями ехали студенты вторых-третьих курсов, в том числе педагогических вузов. В этом году мы тоже ведем верификацию всех потенциальных федеральных общественных наблюдателей. Но в первую очередь делаем акцент на студентах вузов того региона, где будет проходить ЕГЭ. Ехать в другой субъект федерации им в этом году не нужно будет.

Мы выделяем опытных наблюдателей, которые будут организовывать работу с местными студентами на таком же качественном уровне, какой был раньше. И заодно протестируем, можно ли доверять региональной системе, посмотрим, насколько они ответственно подошли к делу.

При этом больше наблюдателей будет участвовать в онлайн-наблюдении. Думаю, на качество проведения процедуры, на объективность это не повлияет. Тем более, у нас, кроме общественного наблюдения, есть много механизмов определения тех или иных нарушений. Мы в любом случае вычислим, если в том или ином пункте проведения экзамена появятся накрутки, или даже их попытки.

Про компенсации учителям

— Обычно учителя, которые являются организаторами во время ЕГЭ, в июле и в августе уходят в отпуск. А сейчас, как я понимаю, они будут задействованы. Как быть? Их сейчас отправят в отпуск, а в июле вызовут на работу? Им будут доплаты какие-то организовывать?

— В этом году не было ОГЭ для девятых классах. А это еще более массовая процедура, чем ЕГЭ. Не было весенней волны ЕГЭ. То есть у субъектов появились сэкономленные средства. Мы предупредили регионы не тратить их на другие нужды и не возвращать в бюджет. Из этих средств должна быть начислена компенсация учителям, участвующим в качестве организаторов на ЕГЭ. Хотя я понимаю, что в разных регионах ситуация может быть разная. В любом случае, мы будем делать все, чтобы учителей не обидеть.

Читайте также

Глава Рособрнадзора — о новых датах проведения ЕГЭ, пробном экзамене и компенсациях учителям

Обозреватель kp.ru Александр Милкус побеседовал с Анзором Музаевым, исполняющим обязанности руководителя ведомства

ЕГЭ-2020: сначала пробный, потом — две волны

Принято окончательное решение о том, как в этом году одиннадцатиклассники будут сдавать Единый госэкзамен

Расписание ЕГЭ в Москве 2020: когда пройдут экзамены по предметам

Утверждено расписание ЕГЭ-2020 в Москве в период коронавируса. Рассказываем, когда пройдут экзамены по предметам

Замглавы Минобрнауки рассказал про приемную кампанию, бюджетные места и цены в вузах

Обозреватель «КП» Александр Милкус расспросил Дмитрия Афанасьева в прямом эфире Радио «КП»

Соавтор проекта о дистанционном образовании рассказала, о чем он на самом деле

О том, что происходит в российских школах и вузах, обозреватель «КП» Александр Милкус расспросил Лилию Гумерову

Математику отменили, а русский разделили на два дня: опубликовано предварительное расписание ЕГЭ

Экзамены в 11 классе начнутся 29 июня, а закончатся 20 июля

Как пройдет ЕГЭ 29 июня: выпускникам измерят температуру и отсадят на 1,5 м друг от друга

Итоговые отметки в аттестаты будут выставлены на основе годовых оценок

Читать еще:  Как создать загрузочную UEFI флешку

Западные эксперты уверены, пандемия будет аукаться нынешним школьникам всю жизнь

Коронавирус может иметь пожизненные последствия для образования нынешних школьников

Стало известно, как в этом году пройдет приемная кампания в творческие вузы и училища

Министр культуры Ольга Любимова прокомментировала «КП» подготовленный ведомством документ [эксклюзив kp.ru]

Как мы все пережили дистанционку

Послесловие к досрочно почившему учебному году

ВКонтакте запускает бесплатный образовательный курс для преподавателей информатики

Занятия будут организованы совместно с МФТИ и ВШМ СПбГУ

Стоимость обучения в вузах в следующем году будет на уровне 2019 года

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в прямом эфире на Радио «КП» рассказал, как будут организованы выпускные экзамены в университетах и что ждет коммерческих студентов

Учится по «Вайберу», а выпускной в онлайне: единственная 11-классница в школе из сибирской глубинки на самоизоляции готовится к последнему звонку

17-летняя Полина Шик из села Идеал записывает песню для виртуального праздника [фото]

Выпускники российских школ рассказали, как готовятся к ЕГЭ на самоизоляции и дистанционке

Несмотря на то, что срок единого госэкзамена перенесли, сдавать его все равно придется тем, кто собирается продолжить свое обучение

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков – в прямом эфире на Радио «КП»

Глава ведомства станет гостем программы «Родительский вопрос». Обсудим выпускные экзамены, поступление в вузы и стоимость обучения в 2020 году

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в эфире Радио «КП»: Прямая видеотрансляция

Глава ведомства рассказал о выпускных и вступительных экзаменах в 2020 году [видеотрансляция с 11:03 мск]

Выпускные в школах в Москве: вечеринка в Zoom и онлайн-квизы

Минпросвещения рекомендовало провести выпускные вечера в 2020 году в режиме онлайн. Однако, в каком формате будут проходить балы в школах и когда они состоятся, решат власти Москвы

Российские школы после открытия будут работать по-новому: для каждого класса должны составить свой график

Роспотребнадзор опубликовал рекомендацию для учебных заведений пересмотреть время начала уроков, чтобы избежать скопления учащихся в вестибюлях и на переменах

ЕГЭ и коронавирус: как изменится прием в вузы и что сейчас делать родителям

Ответы на самые главные вопросы по итоговым экзаменам в этом году

Школьникам могут оставить ЕГЭ по двум предметам

Сдачу экзаменов предложили перенести на август

Возрастная категория сайта 18+

Почему стать программистом проще, чем это кажется: 7 глупых страхов, которые вам мешают

А что, если программирование — ваше призвание, но между вами и кодом стеной встали страхи? Развенчиваем семь популярных заблуждений, которые мешают вам освоить новую специальность, и дарим промокод от SkillFactory, чтобы больше не было причин откладывать первый шаг к лучшей жизни. Ищите этот бонус в статье.

1. Я не хочу снова идти в университет

Gifer.com

Новая профессия обычно ассоциируется с новым образованием — долгим и занимающим всё свободное время. На самом деле всё не так: необязательно снова садиться за парту. Программированию можно обучиться самостоятельно. А если понадобится совет — задать вопрос коллегам‑специалистам на форуме или в групповых чатах.

2. Математика не мой конёк

giphy.com

Да, разработчику стоит знать математику. В зависимости от области программирования важны разные разделы: математический анализ, статистика, дифференциальные уравнения и вычислительная математика. Но всё не так серьёзно: вовсе не нужно разбираться в царице наук на уровне выпускника мехмата, часто достаточно базовых знаний. Для решения многих задач можно будет пользоваться сторонними библиотеками и плагинами.

Если всё же вы почувствуете, что пробелы в знаниях надо восполнить, всегда можно освежить теорию по учебникам или пройти онлайн‑курс. И вполне вероятно, что, когда вы снова столкнётесь с математикой в контексте программирования, она вам понравится.

3. Мне слишком много лет

Gifer.com

Учиться программировать реально практически в любом возрасте. А вот устроиться на работу на junior‑позицию может и правда быть сложно, если вам больше 40: эйджизм, или дискриминация по возрасту, к сожалению, очень распространённое явление. Но сложно не значит нереально. Эта история Getting a Programming Job When You’re Over 50 может вдохновить тех, кто считает себя слишком старым для программирования и боится не найти работу.

Кроме того, такие специалисты часто работают удалённо. И никто не узнает, сколько вам лет. Также учиться кодингу стоит не только в карьерных целях: этот навык полезен сам по себе.

4. Я не знаю, какой язык программирования выбрать

Giphy.com

Нет самых лучших или перспективных языков. Это просто инструменты для достижения цели: создания сайта, программы, обучающей игры или искусственного интеллекта. И уже в зависимости от задачи можно выбрать подходящий язык.

Хотите разрабатывать сайты и веб‑сервисы — обратите внимание на JavaScript, PHP или Python. Планируете создавать приложения для смартфонов или планшетов — учите Kotlin и Java (для устройств на Android) или Swift (для iOS). Всегда мечтали делать крутые игры AAA‑класса на движках Unreal Engine и Unity — вникайте в C++ и C#.

5. Придётся бросить основную работу

Giphy.com

И это делать тоже необязательно. Бросать всё и усердно осваивать новую профессию в надежде быстро найти желанную работу не лучшая идея. Вдруг действительно программирование — не совсем ваше призвание. Поначалу относитесь к этому как к хобби или зарядке. Например, если спортзал — это тренировка для вашего тела, то кодинг — тренировка для мозга. Осваивать программирование можно и вечерами.

Уволиться и искать работу по новой специальности стоит, когда вы уже способны решить тестовые задания разных компаний, выложенные в открытый доступ, можете похвастаться солидным репозиторием и в целом уверены, что занимаетесь делом своей жизни.

6. Нельзя найти работу программистом без опыта

Giphy.com

Такая ситуация — это типичная «уловка‑22» Catch‑22 : «Чтобы найти работу, нужен опыт, а для опыта нужна работа». Поэтому на начальном этапе лучше подготовить несколько небольших личных проектов или поучаствовать в open‑source‑проекте. И уже после, набравшись реального опыта, наполнив свой репозиторий на GitHub, будет легче искать работу. Если вы можете себе позволить несколько месяцев жить на меньшую зарплату, чем привыкли, не отказывайтесь от оплачиваемых стажировок: они могут стать вашим пропуском в большую компанию.

7. У меня ничего не получится

Giphy.com

Ваши успехи зависят только от вас. Чтобы вам было проще втянуться в кодинг, можете попробовать метод Сайнфелда.

Джерри Сайнфелд — известный американский комик. И один из его секретов в том, что он каждый день, вне зависимости от обстоятельств, писал шутки. Не важно, плохими они были, хорошими… Главное — писать и «не разрывать цепь».

Только в вашем случае будут не шутки, а код. Важно привыкнуть программировать каждый день, хотя бы по 15–20 минут. Небольшой прогресс всегда лучше, чем отсутствие всякого движения.

Как понять, смогу ли я стать программистом — отвечают эксперты

Как понять, смогу ли я стать программистом — отвечают эксперты

  • Ответы экспертов , 27 сентября 2018 в 19:04
  • Анастасия Витвицкая

Что может быть сложнее, чем выбор профессии? Мы всегда боимся ошибиться и задаем себе вопрос, смогу ли я достигнуть успеха в выбранной сфере. Наш подписчик поделился своими сомнениями, написав нам:

«Как понять, смогу ли я стать программистом?»

За разъяснениями мы обратились к нашим экспертам, а полученные ответы предоставляем вашему вниманию.

Павел Попов , руководитель калининградского офиса компании «Первый БИТ»

Первое, что нужно сделать – это проверить базовый уровень логики. Найди шмурдики тест, пройди его и набери хотя бы 27 баллов с первого раза. Сумел с третьей попытки за счёт понимания дать все правильные ответы — молодец.

Переходим на следующую стадию. Поставь среду разработки для С++ или С# или еще какого-нибудь языка. Справился и каждый успешно пройденный шаг тебе доставлял удовольствие – хороший признак. Двигайся дальше.

Найди описание, как создать в установленной тобой среде на выбранном языке первое приложение, Hello World, — это классика. Сделал? Отлично.

Теперь напиши свой калькулятор, который складывает, вычитает, умножает, делит. Если ты это сделал и получил от этого удовольствие, сможешь стать программистом.

Михаил Субботин , преподаватель израильской высшей школы IT и безопасности HackerU

Программистом может стать каждый, кто готов много трудиться и заниматься своим развитием, читать профильные книги и решать трудные, но интересные задачи. Чтобы стать программистом, совсем не обязательно сдавать сложные экзамены или учиться много лет в университете. Достаточно громко заявить миру, что на свет появился новый программист, при этом много и упорно работать. С другой стороны, можно иметь образ жизни программиста: не откладывать редактор кода по возвращении домой, продолжать обучение, добывать редкий материал в сети, изучать новые технологии, подтянуть математику и заняться, например, ML.

Артем Литвиненко , координатор обучения, scrum-мастер REG.RU

Программиста определяет желание писать крутой код. Но просто работающим кодом сложно кого-то удивить: он должен быть кратким, быстрым и понятным даже школьнику. Ну а писать совершенный код можно, только когда по настоящему любишь это занятие.

Еще надо любить обучаться новому и совершенствоваться в старом. Знанием Django тоже сложно удивить. Стек технологий ежедневно меняется и развивается. Недостаточно просто знать о наличии какого-нибудь инструмента. Важно понимать, как он работает и зачем нужен. Для этого нередко приходится погружаться в основы не относящиеся к программированию напрямую. А чтобы обучение было в удовольствие потребуется пытливый ум.

У программиста должно быть развито системное мышление. Ему всегда необходимо рассматривать несколько решений и выбирать лучшее, смотреть на задачу под разными углами, предлагая неочевидные, но эффективные решения. Изучать готовые инструменты, чтобы не изобретать велосипеды.

А еще программист должен быть в меру упертым и амбициозным. Если прочитанный текст не понятен с первого раза, его надо прочитать ещё раз, или десять, пока не станет понятно. Или если есть лучшее решение, то его стоит опробовать, а не махнуть рукой, сказав, мол и так сойдет. В любом деле, следует стремиться стать лучшим, развиваться, делиться знаниями, спорить. Встречая вызов знаниям или навыкам, программисту будет сложно пройти мимо.

Ну, и, конечно, надо уметь выстраивать коммуникацию с людьми и адаптироваться к разным обстоятельствам. Прошло время бородатых гениев, которые из подвала в одиночку хакали пентагон, писали Windows 3.11 и Facebook с нуля. Сейчас программист — это член команды. От коммуникативных навыков и гибкости зависит успех всей команды.

В конце спроси себя: «Смогу ли я стать программистом»? Если твой ответ «Да, смогу», то ничто тебя не остановит.

Микаэл Караманянц , директор компании-разработчика мобильных приложений Рашенсофт

Ответ лежит, скорее, в области человеческих качеств и склада ума. Конечно, если изначально есть высокий уровень теоретической подготовки, например, фундаментальное математическое образование, то обучение будет идти легче, но в целом это вопрос практики.

Чтобы стать успешным программистом нужно уметь понимать базовые принципы программирования и мыслить критериями языка, на котором собираешься писать код, но нельзя сказать, что это какая-то предрасположенность. Нужно запастись терпением и упорно трудиться, как бы ни банально это звучало.

Поэтому программистом может стать человек, который способен к постоянному обучению, в первую очередь, самообучению. Программист учится каждый день и это касается даже опытных разработчиков. Если у вас есть сложности с собственной мотивацией и усидчивостью — это тревожный «звонок» для профессии программиста, который важнее недостатка базовых знаний.

Другая необходимая черта характера — стрессоустойчивость и навык планирования. К программисту постепенно приходит понимание, как подходить оптимально к выполнению задачи, код становится все чище и понятнее. Программист начинает думать наперед и прорабатывает все варианты истечения событий, что порождает устойчивый код, вне зависимости от внешних факторов.

Если есть сомнения, я бы советовал вначале попробовать близкие профессии, к примеру, тестировщика. Для них не нужна глубокая техническая база, в то же время требуется как раз схожий склад ума и характер.

Федор Кошель , эксперт курса «Профессия Ruby on Rails разработчик» университета digital-профессий «Нетология»

Для начала вам нужно понять, что считать профессией программиста. Программирование давно перестало быть уделом избранных, способных мыслить байт-кодами и в уме следить за аллоцированной памятью. Сегодня в мире есть много современных языков, синтаксис которых максимально близок к простому английскому. К примеру, User.find_by(name: ‘Вася’).destroy в Ruby (on rails). Знания этих команд достаточно для того, чтобы писать небольшие сайты, блоги, интернет-магазины. Если вы хотите работать на этом уровне, то вам достаточно выбрать понравившийся динамический объектно-ориентированный язык (Ruby, Python) и пройти курс по нему, или прочитать книгу, их достаточно много для каждого языка. Также можно попробовать себя в фронтенд-разработке, выучить JavaScript а затем освоить фреймворки к нему.

Если вы хотите писать более сложные системы, необходимы знания абстрактной логики, их можно получить изучая высшую математику в институте (в идеале дискретную, но, на самом деле, матанализ тоже весьма неплохо развивает мозги). Можно читать книги по дискретной математике и алгоритмам (Стивен Скиена «Алгоритмы. Руководство по разработке», Томас Кормен «Алгоритмы. Построение и анализ», Род Хаггарти «Дискретная математика для программистов», Дж. Андресон «Дискретная математика и комбинаторика») и просто практиковаться в программировании. Также очень полезно было бы выучить низкоуровневый язык, например С (Керниган, Ритчи «Язык программирования С») – для общего понимания принципов работы программ.

Если же ваша цель — заниматься машинным обучением и обработкой данных, — вам понадобится освоить математическую статистику и линейную алгебру. Все эти науки объединяет одна особенность — им можно научиться. Поэтому основная идея понимания собственных возможностей в программировании такова: «Если ты можешь учиться сам, то ты можешь стать программистом. Не нужно быть математиком, но нужно уметь при необходимости стать им».

Также множество каналов есть в телеграмм, несколько на каждый язык программирования, тоже советую поискать.

Если говорить про простейшую разработку web сайтов, то тут не должно быть никаких сомнений, справится каждый. Если же вы хотите пойти дальше, но при этом считаете, что математика и логика это совсем не про вас, то можете попробовать игровые сайты для разработки алгоритмов:
https://www.codingame.com/
https://www.codewars.com/
На них надо решать простейшие (и не очень) алгоритмические задачи на любом понравившемся вам языке программирования. Не могу сказать, что это очень полезно для обучения реальному программированию, но если вам понравятся эти игры, то вам точно понравится заниматься серьезной разработкой.

Тамара Внукова , старший преподаватель РЭУ им. Плеханова

Если вы задали себе такой вопрос, однозначно, шансы есть. Ведь главное — иметь желание и стремление его осуществить. Но для настоящего успеха в программировании необходимо системно мыслить: понимать, что с чем и как связано, видеть в окружающем мире системные процессы и алгоритмы их решения, а также уметь находить подходы к решению задач. Важна усидчивость, умение сосредоточиться на задаче.

Не помешает программисту и терпеливость, потому что придумать решение задачи и написать код алгоритма только половина работы. Затем идет тестирование, поиск и устранение ошибок, правки заказчика — для всего этого необходима львиная доля терпения. Но при таком прирожденном упрямстве в достижении цели необходимо сохранять гибкость ума, уметь смотреть на свою работу глазами пользователей, порою очень сложно отказаться от своих решений в пользу решений заказчика.

Не бойтесь учиться на программистов, ведь даже если программировать Вы не полюбите, то сможете работать аналитиками, тестировщиками, техническими писателями и даже менеджерами проектов, а ИТ-образование только поможет в этом.

Иван Монахов , технический директор компании Attack Killer

Сегодня сложно найти профессию более перспективную, технологичную и финансово стабильную, чем работа программиста. При этом, даже несмотря на высокие зарплаты (в разы выше, чем «средняя по региону»), отрасль испытывает кадровый голод. Как говорил Адам Смит, «спрос рождает предложение» — но все не так просто.

Кадровый голод на рынке уже не тот, что был десять лет назад. Сфера ИТ очень сильно повзрослела, пережила этап, когда на серьезные позиции брали эникейщиков. Перед будущими программистами стоят новые, сложные вызовы — спектр «первичных» задач этой профессии примитивизируется, а с развитием технологий, все чаще отдается на откуп искусственному интеллекту и автоматизации.

Профессиональный «голод» обретает новые характеристики. Чтобы преуспеть, нужно владеть фундаментальной базой: качественным алгоритмическим фундаментом, сильной математикой, быть ответственным и готовым постоянно учиться. Если все это у вас есть – Google, Amazon, Facebook и Attack Killer готовы пригласить вас на собеседование прямо сейчас!

Денис Колесников , программист прикладной разработки DirectumRX

Начну с того, что сейчас разработка ПО это огромная индустрия с широким диапазоном задач и требуемых для них скиллов, в которой задействованы десятки миллионов людей. Разнообразие компаний и проектов настолько велико, что можно свести ответ к простому — «Да, наверняка вы можете стать программистом».

Но лучше переформулировать вопрос в «смогу ли я стать хорошим программистом?» На мой взгляд, хорошим программистом можно стать, если:
1. Любите программирование и испытываете удовлетворение от самого процесса продумывания и написания кода.
2. Вам нравятся качественные и удобные программные продукты, и вы хотите разрабатывать именно такие.
3. Испытываете интерес к развитию IT, даже если не все тренды вам нравятся.
4. Обладаете развитым критическим мышлением и способностями к анализу.
5. Можете работать в состоянии потока и концентрироваться на одной задаче часами.
6. Вам не все равно, чем вы занимаетесь и с какими людьми работаете.
7. Готовы работать в команде для достижения общей цели, даже если не любите общаться с людьми.

А вообще самый простой способ проверить, можете ли вы стать программистом – начать писать код. Выберите один из популярных языков программирования, заведите небольшой проект на гитхабе, реализуйте что-то интересное лично вам, почитайте техническую литературу и книги по культуре кода и архитектуре. После этого ответ придет сам собой. Попробовать точно стоит, удачи!

Андрей Коваленко , со-основатель и CTO Voximplant

Выбирая программирование как профессию, стоит понимать несколько моментов.

Во-первых, это творческий процесс. Конечно, он сильно отличается от искусства в повседневном понимании, но если тебя не привлекает идея что-либо создавать, то и писать код не будет очень интересно.

Во-вторых, творческая составляющая — это 15%, другие же 85% — это нудная и монотонная работа. Данную часть можно сравнить, в противовес свободному полету фантазии, с детальным изучением музыки или живописи. Если ты написал игру «питон» или «крестики-нолики» и не умер от скуки, а получил от этого удовольствие, то программистом стать сможешь.

Наконец, есть такая прозаическая вещь как склад ума, он либо математический, либо нет. Вооружившись терпением и трудолюбием, достичь результата сможет каждый, но полюбить работу программиста проще, имея к этому природную склонность.

В качестве бонуса: наличие свободного времени и любовь к кофеину также повышают шансы преуспеть в программировании.

Зачем учиться программировать

Советы от преподавателя курса Фоксфорда: почему программирование — это новая азбука, с чего начать обучение и как в этом помогут видеоигры

Чем полезно программирование

Я всем советую научиться программировать, потому что это удобно. Представьте, что вам нужно сгенерировать письма из таблицы, в которой 800 человек. При этом к каждому имени и отчеству надо подставить слово «уважаемая» или «уважаемый», но пол адресата не указан. Для этого гораздо быстрее написать небольшой алгоритм, чем искать имена вручную. В результате у вас останется примерно пять имён, которые машина не распознает.

Не так давно мне понадобилось собрать информацию обо всех вузах страны. На сайте Министерства образования их не оказалось. Списки вузов России на edu.ru представлены на страницах регионов, а не на общей. Я написал короткую программу, которая заходит на страницу, скачивает данные, а затем преобразовывает их в нужный формат. В итоге я получил готовый список за считаные минуты.

Профессиональные кодеры будут востребованы, но при этом специалисты других профессий тоже будут программировать. Это можно сравнить с вождением автомобиля: многие получают права и садятся за руль, но не каждый становится шофёром.

Как я начал программировать

В 1985 году из журнала «Наука и жизнь» я узнал о программируемых микрокалькуляторах. Они представляли собой довольно примитивные устройства — запоминали 98 шагов алгоритма, а программы для них писали на бумаге и публиковали в журналах. Можно было запрограммировать, например, посадку на Луну. Причём результаты вычислений — координаты корабля — отображались в виде цифр, а ты сам воображал, насколько это далеко от поверхности.

Я уговорил родителей, и мне подарили микрокалькулятор «Электроника БЗ-34». Так в 12 лет я стал писать программы не только в тетради. В то время начали появляться кружки, и по выходным мы со сверстниками работали на настоящих ЭВМ.

В выпускном классе я стал одним из победителей Всесоюзной олимпиады по программированию. С дипломом победителя я без экзаменов поступил на Факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. С тех пор я всем школьникам советую обязательно участвовать в олимпиадах.

Поработать программистом мне довелось уже на втором курсе. Одноклассник из полиграфического института рассказал, что нужно написать библиотеки для обработки графических файлов формата PCX. Документация на него была, поэтому работа оказалась несложной, и я сильно удивился, когда мне дали зарплату. До этого я даже не думал, что за программирование можно брать деньги. Казалось, это сродни искусству, а заниматься программированием — наслаждение. Но если тебе ещё и платят, то это работа мечты.

Каким будет интернет в мире кодеров

К 2020 году дефицит программистов во всём мире составит 1 млн человек. Никакие вузы, школы и курсы не способны покрыть этот недостаток.

По мнению экспертов, программирование сегодня становится новой азбукой. Когда большинство людей будут уметь кодить, произойдёт такой же прорыв, какой случился после распространения чтения и письма.

В мире будущего необязательно быть профессиональным кодером — достаточно понимать принципы работы компьютера и уметь составить алгоритм.

В дополнение к привычным сайтам будут появляться API (Application Programming Interface) — текстовые данные в формате, понятном для машин. Интерфейс API уже сейчас предоставляет компьютерам информацию от источника данных через интернет. Например, прогноз погоды или курс валют для мобильного приложения.

Ассистенты «Алиса» и «Сири» отправляют запросы к тем немногим базам данных, на которые их запрограммировали производители. Голосовые помощники в основном берут информацию из Википедии. Со временем каждый пользователь сможет сам создать небольшой код, чтобы «подписать» своего ассистента на тематические API.

На западе голосовой ассистент уже предлагает пользователю просмотр фильма в ближайшем кинотеатре. При этом он рассчитывает время на дорогу и подбирает вариант в любимом жанре на основе истории просмотров в iTunes.

Когда живой человек ищет информацию в интернете, владельцы сайтов показывают ему рекламу и таким образом зарабатывают деньги. Если запросы будет выполнять машина, компаниям-агрегаторам будет невыгодно предоставлять контент бесплатно по API. Так что готовой универсальной бизнес-модели для интернета будущего пока нет.

Как научиться программировать

С чего начать

В любом деле главное — мотивация. Чтобы почувствовать вкус программирования и с первых шагов получить результат, важно взяться за интересную и в меру трудную задачу.

Если вы считаете программирование слишком сложным, и даже если у вас нет айпада, обязательно примите участие в конкурсе Фоксфорда для начинающих кодеров. Задания построены на первых уроках курса в среде Swift Playgrounds. Я перевёл их на русский и адаптировал под формат сайта, чтобы задания мог выполнять любой школьник.

Курс на языке Swift — это эпловский курс на айпадах, где персонажи ходят по лабиринту, собирают камни и включают переключатели. Вначале ученики следуют правилам игры, но вскоре узнают, что могут сами управлять объектами. В результате за 12 занятий школьник создаёт собственную головоломку и пишет программу, которая её решает.

Некоторые участники застревают на десятом задании и даже пишут, что его невозможно решить. Для тех, кто привык действовать по шаблону, она оказывается сложной, поскольку нужно проявить гибкость. В условии не сказано, как именно следует двигаться персонажу. Многие школьники рассуждают стереотипно и попадаются в логическую ловушку.

Как заниматься

Если вы хотите развиваться в этом направлении, будут полезны все формы обучения: и курсы, и книги, и практика. При этом для обмена опытом особенно эффективно работать в группе. Для взрослых слушателей моего онлайн-курса я создал телеграм-канал. Учащиеся сами отвечают на вопросы друг друга, обмениваются тестовыми заданиями потенциальных работодателей. Заниматься в группе веселее, чем одному: здесь энергетика и поддержка, благодаря которым слушатели вовлекаются в процесс.

Школьники, которые раньше не занимались программированием, могут пройти мой базовый курс на языке Swift. Хорошие программисты получаются из тех ребят, которые долго играли в видеоигры. Достаточно один раз испытать «чувство бога», спроектировать собственную вселенную, чтобы перестать играть и начать создавать свои приложения. Неважно, игра это или что-то другое — вы будете устанавливать правила для других.

Тем, кто хочет всерьёз изучать программирование, я советую прочесть классический труд Дональда Кнута «Искусство программирования». Когда вы усвоите базовые понятия и получите первый опыт создания кода, переходите к реальной практике.

Сколько времени это займёт

В произведениях Кира Булычёва дети занимаются серьёзными научными исследованиями наряду со взрослыми. Главная героиня и её товарищи проводят смелые эксперименты в биологическом кружке и публикуют статьи в серьёзных журналах. Я думаю, мы действительно к этому идём, и программирование — одна из первых областей, где школьники выступают наравне со взрослыми.

Я согласен с теорией «10 000 часов»: если вы на протяжении трёх лет будете заниматься любимым делом, то достигнете профессионального мастерства. Дело в том, что подростки не всегда готовы быстро определиться. До программирования я перепробовал много разных занятий: учился в музыкальной школе, играл в шахматы, посещал секции плавания, дзюдо, ходил на лыжах. Молодым людям интересно многое, они должны попробовать всё — это совершенно нормально.

Программисты тринадцати лет — явление уникальное, а вот старшие школьники делают коммерчески успешные проекты. Например, выпускник Филипп Захарченко три раза подряд получал стипендию для участия в международной конференции «Эпла» для разработчиков.

Как стать профессиональным кодером

Поскольку самое полезное обучение — это практика, зарегистрируйтесь на крупнейшем сервисе фриланса upwork.com. Подпишитесь на интересующую вас тему, например, AR (augmented reality). Выполняйте проекты по следующему алгоритму:

1. Прочитайте, чего хочет заказчик

2. Отметьте, что из этого вам по силам

3. Решите задачу так хорошо и быстро, как сможете

4. Если заказчик никого не нанял и не снял задачу, отправьте ему видео своего продукта и напишите, что вы создавали подобный проект

Первое время вы будете постоянно отставать. Возможно, сделаете десять приложений без толку, но рано или поздно вам предложат работу.

На upwork.com вы будете решать не отвлечённые, придуманные профессорами задачи, а создавать реальные вещи, которые нужны настоящим заказчикам. В числе моих первых проектов были ресторан в Бразилии, бюро путешествий в Италии и AR-анимация в Китае. При этом от вас потребуется самодисциплина и способность работать в реальных дедлайнах.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Зачем мне учить в ВУЗе физику, если я собираюсь стать программистом? В чем её польза для программистов, что она развивает? Помогите найти мотивацию?

А программировать вы что будете? Если сайтики разные, то да, физика вам не нужна, как и бОльшая часть вузовской программы. Только вот помимо сайтов есть еще много областей. Те же игры — сплошная математика и физика: векторы, матрицы, производные, силы, моменты сил и инерции, уравнения движения и состояния тел и так далее.

Конечно, физика есть разная, и бОльшая её часть даётся вам для вашего развития, а не использования по специальности. Всегда так было и всегда так будет. Найти мотивацию, кстати, просто — угроза отчисления вас устроит?

Работать планирую с машинным обучением. Отчисление меня не беспокоит

Что делать, если мечтаешь стать программистом, но с математикой совсем не дружишь?

Математика для программиста не так важна. Языки сильно развиваются, и программирование все больше относится к гуманитарным наукам. Вместо математики следует больше внимания уделять логике. Вот без нее никуда, потому что в процессе работы нужно решать много логических задач.

Развивайте логическое мышление. Играйте в логические игры. Шахматы, нарды и шашки учат понимать логику соперника, развивают стратегическое мышление. Решайте задачки и головоломки. Вам помогут поиск аналогий и расшифровка анаграмм. Читайте книги. Не обязательно учебную литературу. Детективы — отличный способ тестировать логические умозаключения. “Приключения Шерлока Холмса” и произведения Агаты Кристи помогут вам в этом.

Если мечтаете стать программистом, все обязательно получится. Нужно пробовать. Для начала напишите что-нибудь легкое. Попробуйте свои силы на бесплатных курсах. Например, Основы программирования, Веб-разработка, Java, Python. Вы поймете, что больше нравится.

Актуально ли изучать/учиться web-программирование как возможную будущую профессию? Есть ли хотя бы 50 процентные шансы обеспечить себя на этом?

Шансы намного ниже. Как и в любой другой сфере, включая наркоторговлю и проституцию.

Под «обеспечить» мы вероятно должны понимать уровень, позволяющий содержать, а лучше иметь, жильё, транспорт, семью.

Доходы в любой сфере распределяются иерархически: 80% доходов приходится на 20% работников. Уровень же доходов зависит от квалификации, опыта, характера, везения.

Трудно ли будет учиться на физфаке в престижном вузе человеку у которого в школе с физматом трудности, но ему очень интересна популярная физика?

Если в школе были проблемы с физикой и математикой — в универе будет еще сложнее.

1) Увеличится объем новой информации;

2) Новая информация будет основываться на старой, с которой, как я понял, у вас тоже проблемы;

3) Часто, для выполнения самостоятельных работ, просто необходим соответствующий склад ума. Одной зубрежкой будет не обойтись.

А школьная любовь к популярной физике говорит скорее о любознательности, чем о стремлении изучать серьезную физику.

Если преподы по программированию такие крутые в своем деле, что мешает им пойти работать в IT-компанию с хорошей ЗП? Зона комфорта?

Многогранный вопрос, на самом деле.

Зона комфорта, да и такое бывает.

У других просто еще не наступил этап смены профессии. Я знаю преподавателей ушедших в бизнес. Причем я знаю очень серьезного технического специалиста который ушел в другую сферу — деньги сравнимые, но свободная жизнь — график работы, отпуск когда хочешь и т.д.

У третьих преподавание это как раз дополнительная работа.

И, наконец, интересный момент. Понимаете, преподавание это совершенно особый мир.

Это и теоретически понятно, но я и на практике знаю. Хотя я всего пару лет вел кружок 🙂

Школа и институт это общение с детьми, со студентами.

Да, из СМИ, из личного опыта, конечно, мы знаем, бывает тяжело если в группе, в классе кто-то не хочет учиться. Кстати, меня всегда мучил вопрос зачем учить насильно и заставлять служить в армии насильно (у нас, например, вместе с полком постоянно летали в командировку двое, у одного гнил локоть, у другого ухо, зачем они были нужны я так и не понимаю). Но по школе этот вопрос сложнее, на самом деле.

Если же коллектив класса, группы подобрался нормальный, а у вас есть способность работать, то вы будете счастливы, что вовсе не гарантировано работой за хорошие деньги по другому профилю не связанному с талантом учителя.

Если же коллектив маленький и все хотят учиться сами это вообще прекрасно и у вас будет только одна проблема — сейчас преподаватели очень много работают с отчетной документацией.

Кроме самого предмета обучения это еще и контакт с новым поколением, что очень прочищает мозг и. заряжает молодостью.

Глава Рособрнадзора — о новых датах проведения ЕГЭ, пробном экзамене и компенсациях учителям

Исполняющий обязанности руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Обозреватель сайта kp.ru Александр Милкус в эфире Радио «Комсомольская правда» побеседовал с исполняющим обязанности руководителя Рособрнадзора Анзором Музаевым на тему пробных экзаменов, новых дат проведения ЕГЭ и выплат компенсаций учителям.

— Анзор Ахмедович, объявлены, наконец, сроки проведения ЕГЭ в этом году. И появилось нечто новое – «пробный экзамен», в котором при этом школьники не участвуют. Как это понимать?

— Ситуация в этом году нетипичная во всех отраслях, не только в образовании. Алгоритмы, сложившиеся годами, не работают. Подготовка к ЕГЭ обычно (многие это и не видят) начинается не за несколько дней до экзамена, а с февраля. Проходят апробации техники, видеонаблюдения, семинары для учителей — как правило, они же у нас организаторы Единого госэкзамена.

Но из-за пандемии, которая охватила все субъекты страны, мы в этом году практически ни одной апробации не провели. И вот так с ходу начинать экзамены – это определенный риск. Кроме того, нужно выполнять новые требования, связанные с эпидемиологической обстановкой, с которыми мы раньше не сталкивались. У нас во всех школах должны появиться средства дезинфекции. Медики должны стоять на входе, измерять температуру. Должны появиться средства защиты, регламент их использования. Мы подключаем по средствам защиты Минпромторг, и по медицинским работникам – Минздрав.

Июнь уйдет на то, чтобы новый механизм проведения ЕГЭ заработал.

Поэтому мы, посоветовавшись с коллегами из Минпросвещения, Минобрнауки, Роспотребнадзора, Союза ректоров, профсоюза работников образования, решили – последняя неделя перед экзаменами, включая и 29-е, и 30-е июня, будет посвящена «полевой» отработке подготовки к ЕГЭ. В том числе пройдет и пробный экзамен. Пробный экзамен – это экзамен для учителей, для организаторов, который должен подтвердить готовность к проведению ЕГЭ.

— По сути это не экзамен, а его репетиция?

— Конечно. Нас сегодня беспокоит проход учеников в пункты проведения экзаменов. Кто участвовал в процедуре раньше, знают, что это похоже на школьную линейку, когда сотни выпускников собираются на площадке перед входом в школу. А потом вместе проходят.

Но мы понимаем, что в этом году так делать нельзя. Нужно нам, взрослым, сначала самим отрепетировать алгоритм действий. Мы же понимаем: на этот раз соберутся ребята, они друг друга три месяца не видели. Эмоции…

Надеюсь, к июлю эпидемиологическая ситуация во всех субъектах Российской Федерации спадет на ноль. Но, тем не менее, подвергать риску здоровье учащихся, учителей мы не имеем права.

— То есть для захода в пункты проведения экзамена будет, как говорил министр просвещения Сергей Кравцов, «зеленый коридор»?

Министр просвещения Сергей Кравцов. Фото: Иван МАКЕЕВ

— В общем, «весело» будет и весь июнь, и весь июль…

— Да. Сейчас мы ведем подготовительную работу в онлайн-формате.

Хочу подчеркнуть, мы не растянули экзамен из-за новой ситуации. Даже ужались. Если в первой версии, когда у нас не было пробного экзамена, мы основную волну заканчивали 24 июля, то сейчас добавили всего лишь один день – 25 июля у нас резерв по всем учебным предметам. А начинаем позже – с 3 июля.

Два дня под ЕГЭ по русскому

— Под русский язык запланированы два дня. Его нужно сдавать всем?

— Я не знаю ни одной специальности, не знаю ни одного вуза, где русский язык не был бы в перечне предметов, которые нужно сдавать в формате ЕГЭ для поступления.

А вот те, кто в вузы идти не собираются… Министерство просвещения приняло решение, что аттестаты в этом году школы будут выдавать по оценкам, полученным в течение учебного года. Аттестат все выпускники получат, как обещал министр просвещения, до 15 июня. Сдавать русский язык и базовую математику, если молодой человек не поступает в вуз, в этом году нет никакого смысла.

Мы посмотрели по нашим базам — 48 тысяч ребят в феврале зарегистрировались только на сдачу русского языка и базовой математики. Очевидно, что они с таким набором предметов в вуз поступать не собирались.

Хотя, если они сейчас придут к нам и скажут, что хотели бы сдавать ЕГЭ по русскому языку, мы им отказать не можем.

Остальные ребята выбрали от трех до четырех предметов, в редких случаях есть и пять. На совещании с министром науки и высшего образования Валерием Николаевичем Фальковым и председателем Союза ректоров Виктором Антоновичем Садовничим мы обсуждали вопрос – не стоит ли сократить количество предметов для поступления в вуз в связи с нынешней ситуацией. Принято окончательное решение: правила приема в вуз, в том числе по количеству предметов, предъявляемых для поступления, меняться не будут.

Школьники во время сдачи ЕГЭ. Фото: Алексей БУЛАТОВ

Про возможность изменить перечень предметов

— А если школьники сейчас передумали и в феврале они написали заявления на один набор экзаменов, а сейчас решили его поменять. Можно ли скорректировать?

— На этот вопрос ответил Владимир Владимирович Путин, когда проводил совещание по приемной кампании этого года. Он попросил всех максимально пойти навстречу участникам экзамена, детям, родителям. Если выпускник обращается в государственную экзаменационную комиссию, и мотивирует, с чем связано его решение, комиссия, конечно же, пойдет навстречу.

Но — подчеркну — должно быть объяснение, объективная причина. Например, что в том или ином вузе почему-то поменяли перечень этих экзаменов для поступления на специальности.

Про резервные дни

— В расписании ЕГЭ на июль заложены резервные дни. Их вполне достаточно, чтобы сдать все, что нужно. Тем не менее на начало августа запланирована вторая волна. Зачем?

— Так исторически сложилось, что у нас была досрочная волна сдачи ЕГЭ для тех ребят, кто защищает честь страны на различных культурных и спортивных площадках. В июне у многих проходили соревнования. Были ребята, которые на стационарном лечении находились. Поэтому они сдавали ЕГЭ раньше. Досрочно. Сюда же мы обычно включали выпускников прошлых лет, чтобы не мешать потоки. И была основная волна в конце мая и в июне.

Сейчас мы все волны объединяем в один месяц. Кто даст гарантию, что молодой человек в период с 3 по 20 июля не заболеет или не произойдет что-то, что может помешать ему сдавать экзамен? Поэтому добавили четыре дня в августе. Эти дни для тех, кто проболел основной период экзаменов, либо еще форс-мажор какой-то произошел. К примеру, у нас ежегодно в каком-то из пунктов не проходит экзамен, потому что помешала стихия.

В августе ЕГЭ будут сдавать только ребята, которые по объективным причинам не смогли поучаствовать в июле. Мы не имеем права лишить их шанса поступить в вуз.

Ректоры просили нас максимально сжать сроки сдачи ЕГЭ в августе, чтобы они успели все заявления обработать и к 1 сентября выпустить приказы о зачислении. Это сделано. Времени и абитуриентам, и приемный комиссиям должно хватить.

Про наблюдателей и контроль

— На совещании президиума Союза ректоров говорили о том, что могут быть проблемы с наблюдателями в пунктах проведения ЕГЭ. Обычно они приезжали из других регионов, чтобы обеспечить объективность проведения экзамена. Как будет решаться эта проблема?

— Раньше, как правило, у нас наблюдателями ехали студенты вторых-третьих курсов, в том числе педагогических вузов. В этом году мы тоже ведем верификацию всех потенциальных федеральных общественных наблюдателей. Но в первую очередь делаем акцент на студентах вузов того региона, где будет проходить ЕГЭ. Ехать в другой субъект федерации им в этом году не нужно будет.

Мы выделяем опытных наблюдателей, которые будут организовывать работу с местными студентами на таком же качественном уровне, какой был раньше. И заодно протестируем, можно ли доверять региональной системе, посмотрим, насколько они ответственно подошли к делу.

При этом больше наблюдателей будет участвовать в онлайн-наблюдении. Думаю, на качество проведения процедуры, на объективность это не повлияет. Тем более, у нас, кроме общественного наблюдения, есть много механизмов определения тех или иных нарушений. Мы в любом случае вычислим, если в том или ином пункте проведения экзамена появятся накрутки, или даже их попытки.

Про компенсации учителям

— Обычно учителя, которые являются организаторами во время ЕГЭ, в июле и в августе уходят в отпуск. А сейчас, как я понимаю, они будут задействованы. Как быть? Их сейчас отправят в отпуск, а в июле вызовут на работу? Им будут доплаты какие-то организовывать?

— В этом году не было ОГЭ для девятых классах. А это еще более массовая процедура, чем ЕГЭ. Не было весенней волны ЕГЭ. То есть у субъектов появились сэкономленные средства. Мы предупредили регионы не тратить их на другие нужды и не возвращать в бюджет. Из этих средств должна быть начислена компенсация учителям, участвующим в качестве организаторов на ЕГЭ. Хотя я понимаю, что в разных регионах ситуация может быть разная. В любом случае, мы будем делать все, чтобы учителей не обидеть.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector