Что такое cd диск. История взлёта и падения, или Компакт-диск умер, да здравствует…
История создания CD и DVD дисков
VHS кассеты (наряду с адио кассетами) долгие годы занимали лидирующие позиции на рынке аудио-видео продукции, а так же они занимали целые полки в сервантах. Но время не стоит, прогресс не стоит на месте, и поэтому на землю пришел принципиально новый формат , и сказал кассетам “давай до свидания”.
Чтож, начнем мы пожалуй с CD диска (он же Compact Disc)
Компакт-диск представляет собой пластиковый диск, имеющий в центре круглое отверстие. На него с помощью лазера записывается и считывается оптическая информация цифрового формата.
Сначала такие диски применялись для хранения цифровых музыкальных записей, нам они знакомы под названием «Аudio CD». Но спустя непродолжительное время диски приспособили для хранения файлов, содержащих цифровую информацию различного формата (видео, текст, программы, музыку, картинки и фото). Такие диски стали называть CD-ROM или «компакт-диск только для чтения», ведь записать на него информацию можно было только один раз, зато считать множество. Еще через несколько лет появляются диски, на которые пользователь мог сам записать информацию (CD-R), а также диски с возможностью перезаписи (CD-RW), информация с которых может быть стерта и записана заново.
Форматы файлов записываемых на Аudio CD и на CD-ROM различны. В связи с этим, проигрыватели, предназначенные для чтения только Аudio CD, не имеют возможности воспроизводить информацию с диска формата CD-ROM, для чего требуется специальное устройство чтения.
История компакт-диска начинается в 70-х годах прошлого века. Впервые он появился в 1979 году. Это была совместная разработка компаний Sony и Philips. Фирма Sony разработала способ кодирования сигналов (аналогичный тому, что использовался в профессиональных цифровых магнитофонах), а за Philips был производственный процесс, в котором применялась их фирменная технология выпуска лазерных дисков.
В промышленных масштабах компакт-диски стали выпускаться в 1982 году в Германии предприятием, расположенном в городе Лангенхагене. Первый музыкальный CD, вышедший в открытую продажу, был представлен в июне 1982 года. На этом диске вышел в продажу альбом группы «АВВА» – «The Visitors». Большое влияние на распространение компакт-дисков оказали такие гиганты, как Apple и Microsoft.
Правда, есть еще одна версия происхождения компакт-дисков, согласно которой их изобретателем был американец Джеймс Рассел из компании «Optical Recording». Уже в 1971 году он показывал свое изобретение, позволяющее хранить информацию. Толчком к разработке Расселом оптических дисков послужило желание не допустить повреждения иглами звукоснимателей виниловых пластинок с его любимыми музыкальными композициями. А уже через восемь лет фирмы Philips и Sony повторили его изобретение.
Компакт-диски имеют толщину 0,12 см и диаметр 12 см. Выполнены они из поликарбоната с нанесенным на него тончайшим металлическим покрытием (как правило, используют серебро, золото, алюминий и т.п.) и слоем лака. На одну сторону диска печатным способом наносится информация и изображения, связанные с содержимым (имена исполнителей, названия альбомов, треков, логотипы и т.д.).
С внешней стороны диска имеется выступ, который опоясывает диск, и не позволяет рабочей поверхности с записанной информацией царапаться. В центре имеется круглое, диаметром в 1,5 см отверстие. Весит компакт-диск чуть менее 16 грамм.
Поначалу на диски записывалась музыка в формате «Red Book». Она была двухканальной и имела частоту дискретизации 44,1 кГц, а также импульсно-кодовую модуляцию, равную 16-ти битам. Небольшие царапины, идущие к краю диска от центра или наоборот, не оказывают влияние на чтение информации с диска. Это возможно благодаря коду Рида-Соломона, который дает возможность коррекции ошибок считывания.
Информация на диск записывается дорожками (питами), закручивающимися в форме спирали. Питы имеют стандартные ширину и глубину равные 500 нм и 100 нм соответственно. А вот по длине питы различаются друг от друга и имеют диапазон вариации от 850 нм до 3,5 мкм.
Существуют следующие типы дисков: CD-RОМ – только для чтения, CD-R – для одноразовой записи, CD-RW – перезаписывающиеся. Для записи информации на компакт-диски применяются специальные пишущие устройства (приводы). Есть еще фигурные диски «Shape CD», представляющие собой оптические носители типа CD-ROM, которые выполнены в форме звезд, сердечек, самолетов, машин и т.д. Как правило, такие диски используют в качестве носителей видео или аудио информации люди, связанные с шоу-бизнесом. «Shape CD» был запатентован немецким продюсером Марио Коссом в 1995 году. Стоит заметить, что диски указанного типа не следует использовать в компьютерных приводах, так как они более скоростные, чем музыкальные, отчего диск может разрушиться и повредить привод
Ну чтож, теперь про DVD
Кажется, что DVD-диски существовали всегда. Однако первый такой носитель был презентован чуть более 20 лет назад, в конце 1996 года. Интересно, что за этим событием скрывается история борьбы и сотрудничества непримиримых конкурентов.
В последнее десятилетие ХХ века к выходу на рынок готовилось сразу два стандарта информационных носителей высокой плотности. Sony и Philips, создатели CD, готовили MMCD — Multimedia Compact Disc. Им противостояло объединение 8 компаний, среди которых были такие гиганты, как Time Warner и Toshiba. Их продукт носил название SD-DVD — Super Density Digital Video Disk.
MMCD состоял из двух наложенных один на другой информационных слоёв, каждый из которых вмещал 3,7 ГБ, что позволяло записать на такой диск 7,4 ГБ в сумме.
SD-DVD отличался, но не сильно. Части его двойного информационного слоя были склеены, что открывало возможность двухсторонней записи. На одну сторону SD-DVD убиралось до 5 ГБ данных.
Несмотря на сходства, форматы были несовместимы. Если бы каждый из них вышел на массовый рынок, пришлось бы развивать сразу два типа проигрывателей, тиражировать аудио- и видеоматериалы на тех и других дисках одновременно. Бизнес требовал от создателей этих стандартов принятия решения: кто остаётся на рынке, а кто — в истории?
Компания IBM помогла решить этот спор, выступив своего рода посредником, объединившим усилия конкурирующих сторон. Этот процесс также был весьма болезненным, но он привел к великолепным результатам. Компромиссным решением стал знакомый нам сегодня формат DVD. При этом выделили сразу три группы дисков:
DVD-Video. Диск для записи видеоматериалов. На носитель убирается до 135 видео в высоком качестве и компрессии MPEG-2. На диск также можно записать 8 звуковых каналов и 32 варианта титров.
DVD-Audio. Диск для записи аудиороликов со статичным или динамичным видеосопровождением (опционально).
DVD-ROM. Диск для записи любой произвольной информации. Его называли увеличенным по объёму аналогом CD-ROM-носителя.
Первое упоминание о DVD в СМИ появляется в сентябре 1995 года. Именно тогда компании-производители анонсировали разработку этого носителя, а также опубликовали первоначальную версию его спецификации. Сегодня изменениями, исправлениями и дополнениями в этом документе занимается организация DVD Forum.
Создателем первого в мире привода с поддержкой записи DVD-R является компания Pioneer. Это устройство они презентовали в октябре 1997 года. На момент начала продаж оно поддерживало работу со спецификацией DVD 1.0 и стоило в рознице $17 000. При этом пустой DVD-R объёмом 3,95 ГБ продавался за $50 в США.
Устройства Pioneer развивались вместе с обновлениями спецификации. Так, версия DVD 1.9 уже предусматривала запись до 4,7 ГБ информации. Во второй версии была введена возможность защиты дисков от незаконного копирования, а также два подформата — DVD-R For General и DVD-R For Authoring.
Authoring-носители можно считать профессиональным стандартом. Их используют в качестве мастер-дисков, когда предполагается массовое тиражирование материала. General-версия была задумана для использования в общих целях. Именно о таком диске мы говорим чаще всего, когда вспоминаем о DVD-R.
Формат DVD-RW — также дело рук инженеров компании Pioneer. Такой носитель оснастили покрытием, материалы которого имеют способность к многократному изменению свойств под воздействием лазерных лучей разной мощности. Теоретически ресурс DVD-RW составляет 1000 циклов перезаписи информации
История компакт-диска
Компакт-диск представляет собой пластиковый диск, имеющий в центре круглое отверстие. На него с помощью лазера записывается и считывается оптическая информация цифрового формата.
Сначала такие диски применялись для хранения цифровых музыкальных записей, нам они знакомы под названием «Аudio CD». Но спустя непродолжительное время диски приспособили для хранения файлов, содержащих цифровую информацию различного формата (видео, текст, программы, музыку, картинки и фото). Такие диски стали называть CD-ROM или «компакт-диск только для чтения», ведь записать на него информацию можно было только один раз, зато считать множество. Еще через несколько лет появляются диски, на которые пользователь мог сам записать информацию (CD-R), а также диски с возможностью перезаписи (CD-RW), информация с которых может быть стерта и записана заново.
Форматы файлов записываемых на Аudio CD и на CD-ROM различны. В связи с этим, проигрыватели, предназначенные для чтения только Аudio CD, не имеют возможности воспроизводить информацию с диска формата CD-ROM, для чего требуется специальное устройство чтения.
История компакт-диска начинается в 70-х годах прошлого века. Впервые он появился в 1979 году. Это была совместная разработка компаний Sony и Philips. Фирма Sony разработала способ кодирования сигналов (аналогичный тому, что использовался в профессиональных цифровых магнитофонах), а за Philips был производственный процесс, в котором применялась их фирменная технология выпуска лазерных дисков.
В промышленных масштабах компакт-диски стали выпускаться в 1982 году в Германии предприятием, расположенном в городе Лангенхагене. Первый музыкальный CD, вышедший в открытую продажу, был представлен в июне 1982 года. На этом диске вышел в продажу альбом группы «АВВА» – «The Visitors». Большое влияние на распространение компакт-дисков оказали такие гиганты, как Apple и Microsoft.
Правда, есть еще одна версия происхождения компакт-дисков, согласно которой их изобретателем был американец Джеймс Рассел из компании «Optical Recording». Уже в 1971 году он показывал свое изобретение, позволяющее хранить информацию. Толчком к разработке Расселом оптических дисков послужило желание не допустить повреждения иглами звукоснимателей виниловых пластинок с его любимыми музыкальными композициями. А уже через восемь лет фирмы Philips и Sony повторили его изобретение.
Компакт-диски имеют толщину 0,12 см и диаметр 12 см. Выполнены они из поликарбоната с нанесенным на него тончайшим металлическим покрытием (как правило, используют серебро, золото, алюминий и т.п.) и слоем лака. На одну сторону диска печатным способом наносится информация и изображения, связанные с содержимым (имена исполнителей, названия альбомов, треков, логотипы и т.д.).
С внешней стороны диска имеется выступ, который опоясывает диск, и не позволяет рабочей поверхности с записанной информацией царапаться. В центре имеется круглое, диаметром в 1,5 см отверстие. Весит компакт-диск чуть менее 16 грамм.
Поначалу на диски записывалась музыка в формате «Red Book». Она была двухканальной и имела частоту дискретизации 44,1 кГц, а также импульсно-кодовую модуляцию, равную 16-ти битам. Небольшие царапины, идущие к краю диска от центра или наоборот, не оказывают влияние на чтение информации с диска. Это возможно благодаря коду Рида-Соломона, который дает возможность коррекции ошибок считывания.
Информация на диск записывается дорожками (питами), закручивающимися в форме спирали. Питы имеют стандартные ширину и глубину равные 500 нм и 100 нм соответственно. А вот по длине питы различаются друг от друга и имеют диапазон вариации от 850 нм до 3,5 мкм.
Существуют следующие типы дисков: CD-RОМ – только для чтения, CD-R – для одноразовой записи, CD-RW – перезаписывающиеся. Для записи информации на компакт-диски применяются специальные пишущие устройства (приводы). Есть еще фигурные диски «Shape CD», представляющие собой оптические носители типа CD-ROM, которые выполнены в форме звезд, сердечек, самолетов, машин и т.д. Как правило, такие диски используют в качестве носителей видео или аудио информации люди, связанные с шоу-бизнесом. «Shape CD» был запатентован немецким продюсером Марио Коссом в 1995 году. Стоит заметить, что диски указанного типа не следует использовать в компьютерных приводах, так как они более скоростные, чем музыкальные, отчего диск может разрушиться и повредить привод.
Минимальный размер cd диска. История взлёта и падения, или Компакт-диск умер, да здравствует…. Могут ли два одинаковых диска звучать по-разному
В конце 1997-гo – начале 1998 года на рынке стали появляться диски и приводы DVD. Этот стандарт был создан с расчетом на то, чтобы заменить разные носители сразу в нескольких областях – и в индустрии видео, и в сфере информационных технологий, и в звуковых записях, и даже, возможно, в индустрии игровых картриджей. По замыслу разработчиков, это должен быть некий “универсальный” носитель, необычайно вместительный и надежный.
Емкость стандартного (одностороннего, однослойного) диска составляет 4,7 Гбайт, то есть почти в восемь раз превышает емкость обычного CD-ROM. В формате MPEG-2 на DVD-диск можно записать видеофильм продолжительностью около 130 минут со звуковым сопровождением на восьми языках и субтитрами на 32 языках.
Использование двухслойных двухсторонних дисков позволяет увеличить емкость DVD-носителя вчетверо при незначительном повышении стоимости дисководов и самих дисков. Верхний слой таких дисков делается полупрозрачным, а внутренний – полностью отражающим. Для чтения информации лазерный луч фокусируется на поверхности внутреннего слоя, “игнорируя” помехи, создаваемые верхним слоем.
Диски, созданные по этой несколько модифицированной лазерной технологии, так же как и традиционные компакт-диски, используют для хранения данных углубления, расположенные в виде спиральной дорожки, “завитой” по всей поверхности диска. Так же как и в случае с CD, при считывании информации точно сфокусированный лазерный диод испускает луч, который, отражаясь от углублений на вращающемся диске, затем попадает на светочувствительный элемент. Таким образом, действуя по двоичной системе (“есть сигнал – нет сигнала”), компьютер считывает информацию с носителя. По размерам же диски CD и DVD абсолютно одинаковы – DVD разве что немного тоньше. Естественно, так же как и CD-диски, DVD производится в двух форм-факторах 12 см (4,7 дюйма) и 8 см (3,1 дюйма). Наиболее распространенным, как и в случае с CD, скорее всего, будет форм-фактор 12 см – ведь именно на него рассчитано большинство дисководов и DVD-плейеров.
В чем же заключаются различия между DVD и CD? В первую очередь у DVD-дисков меньший диаметр углублений, на дорожке они расположены с меньшим “шагом”, и самих дорожек на диске гораздо больше. Использование насечек меньшего размера стало возможным благодаря применению высокочастотного лазера, посылающего более “плотный” луч. В то время как лазер в обычном устройстве CD-ROM имеет длину волны 780 нанометров, устройства DVD используют лазер с длиной волны 650 или 635 нм, что позволяет покрывать лучом в два раза больше насечек на одной дорожке и в два раза больше дорожек. Кроме того, поверхность диска, отведенная для хранения данных, немного больше, чем у CD-ROM, DVD также предусматривает новый формат секторов и более надежный код коррекции ошибок. Все эти нововведения позволили достичь примерно в семь раз большей емкости дисков DVD, чем традиционных CD.
Но семикратный прирост емкости диска – это далеко не предел. Пожалуй, самое интересное в спецификациях DVD – это возможность создания двухсторонних и двухслойных дисков.
Двухсторонний диск делается просто: так как толщина диска DVD может составлять лишь 0,6 мм (половина толщины обычного CD-ROM), появляется возможность соединить два диска тыльными сторонами и получить двухсторонний DVD. Правда, придется вручную переворачивать его, но с развитием технологий DVD появятся приводы, способные читать обе стороны без вмешательства пользователя.
Технология создания двухслойных дисков чуть более сложна: данные записываются в двух слоях – нижнем и полупрозрачном верхнем. Работая на одной частоте, лазер считывает данные с полупрозрачного слоя, работая на другой – получает данные “со дна”.
Первый (ближний к лазеру) слой полупрозрачный. Благодаря этому, меняя фокусировку лазера, можно считывать информацию как с первого слоя, так и с расположенного за ним второго. Поскольку время переключения фокусировки достаточно мало, применение двух слоев позволяет получить диск с “непрерывной” емкостью 8,5 Гбайт (стандарт DVD-9 – односторонний двухслойный диск (DL/SS, рис. 2), емкостью соответственно 8,5 Гбайт).
Вместимость двухслойных DVD-дисков не в два раза больше, чем у однослойных, как следовало бы ожидать, а немного меньше: дабы минимизировать помехи, возникающие при прохождении луча лазера через внешний слой, минимальный размер углублений на дорожках был повышен с 0,4 мм до 0,44 мм. Кстати, в результате немного повысилась скорость считывания информации с таких дисков.
Приводы DVD имеют довольно медленную скорость вращения дисков, даже по сравнению с устаревшими трехскоростными устройствами CD-ROM. Однако, так как на DVD-дисках данные размещены более плотно, чем на CD, скорость передачи соответствует скоростям девятискоростных дисководов CD-ROM, что в цифрах соответствует 1,3 Мбит/с. Дисководы, работающие с такой скоростью, называются двухскоростными.
Второе поколение устройств DVD будет иметь удвоенную скорость. Это не повлияет на качество проигрываемого видео (1,3 Мбайт вполне достаточно для обеспечения ровного и четкого видеоряда), зато увеличит скорость загрузки программного обеспечения с DVD-ROM.
Существует и два варианта записываемых DVD-дисков. Это стандарт DVD-R и DVD-RAM. Первый стандарт аналогичен CD-R – данные на диск могут быть записаны только единожды. Луч лазера “выжигает” углубления в специальном слое, нанесенном на диск.
Еще один стандарт – DVD-RAM – позволяет записывать данные на диск многократно. Он основан на технологии смены фазы (phase change): луч лазера разогревает специальный отражающий магнитосодержащий слой, нанесенный на диск, а затем под воздействием магнитной головки в этом слое формируются углубления. Застывая, слой сохраняет форму, полученную в результате воздействия головки, а значит, и данные. При перезаписи достаточно повторить операцию. Количество циклов “чтение/запись” для данной технологии оценивается в миллионы раз.
По конструкции различают четыре типа DVD дисков:
DVD-5 (Single-sided, single-layer disc) – это первая версия DVD-диска: односторонний диск с однослойной записью и max емкостью 4,7 Гб. DVD состоит из 0,6 мм пленки, покрытой аллюминием и наклеенной на чистую подложку. Технология напыления та же, что для обычного CD. Алюминиевая пленка имеет толщину 55 нанометров, как и для аудио-CD и CD-ROM;
DVD-9 (Single-sided, double-layer disc) – это двух-уровневый односторонний диск с max емкостью 8,5 Гбайт. Создается полупрозрачный слой, который отражает 18-30% лазерного излучения. Это позволяет считывать информацию с верхнего слоя. И в то же время полупрозрачный слой будет пропускать достаточно излучения, чтобы сигнал от нижнего уровня с высокой отражательно способностью тоже читался. Информационные уровни разделяет высоко-однородный клей (толщина клеевой прослойки составляет 40-70 микрон), используемый для соединения двух половин диска. Это расстояние необходимо, чтобы различить сигнал, отраженный от 1-го и 2-го уровней. Оптимальный материал полупрозрачного слоя – золото, но используются кремниевый и серебряный сплавы. Считывание данных с внутреннего или внешнего слоя производится с помощью перефокусировки оптической системы.
DVD-10 (Double-sided, single-layer disc) – однослойный двухсторонний диск с одним информационным слоем и max емкостью 9,4 Гб (по сути это двойной DVD-5 без чистой подложки). Два диска, покрытых металлическими пленками, соединены вместе. Для считывания информации с 2-х сторон диска используется один лазер;
DVD-18 (Double-sided, double-layer disc) – двухсторонний диск с двумя информационными слоями и max емкостью 17 Гб. Структура DVD-18 та же самая, как и у DVD-9.
Появилась универсальная платформа для интерактивных носителей, сочетающих VHS-видео со звуком CD-качества. Потребители получают такое качество видео, к которому они привыкли на VHS-лентах, и CD-качество звука. Возможен просмотр в интерактивном режиме. Дополнительная информация – текст, графика, тесты и вопросники – может существенно расширить знакомые форматы вплоть до возможности выхода в Интернет. Или, напротив, в компьютерные CD-ROM добавляются полноэкранное видео и качественный звук..
Все это обеспечивает формат видeoCD (VCD) и его расширение – Video CD Plus. С одной стороны, пользователям VCD предлагаются знакомые качества, с другой – удобства, которых они ранее не имели. Наконец, VCD-диски будут проигрываться на большинстве компьютеров PC и Маc, CDi-плейерах, 3DO-npиставках, видеоигровых аппаратах типа Sega Saturn или Amiga CD32 и различных Hi-Fi-системах. В конечном счете практически все CD-устройства будут проигрывать VCD.
Необходимо различать лазерные видеодиски (LD) и VCD. Это изделия, базирующиеся на разных технологиях, и если LD-проигрыватель приобретен до 1995 года, то, вероятнее всего, он не сможет воспроизводить VCD.
Пришедшие на смену большим и тяжелым 30-сантиметровым лазерным видеодискам (LD) VCD явно выигрывают по сравнению с ними и по времени записи, и по физическим размерам, и по удобству, и по наличию дополнительных функций, но немного уступают в качестве записи.
LD – это цифровая запись практически несжатого видео (если не учитывать потерь при сэмплировании аналогового сигнала) в отличие от сжатого по стандарту MPEG-1, используемого на VCD. Понятно, что качество LD-дисков несколько выше, чем на VHS-лентах. VHS-формат обладает разрешающей способностью приблизительно в 200-300 линий. (Не путать с компьютерным разрешением в пикселах!) Линии в данном случае означают наибольшее количество различимых изменений по вертикали и зависят от качества ленты и аппаратуры воспроизведения. Хотя качество LD-записи примерно в 1,5 раза выше, но оно не превышает качества S-VHS или Hi-8. Утверждается, что видеоCD будет выглядеть примерно так же, как VHS, но сохранит такое же качество и через сто пятьдесят лет со времени записи. Кроме того, на VCD не будет мерцания строк, осцилляции мелких деталей и пропадут неприятные “эффекты” магнитных лент. Звук на VCD изначально высокого качества – без шипения, гудения и оглушения на звуковых дорожках магнитной ленты.
BидeoCD-фopмaт определяется наличием дорожки ISO 9660 ХА (XA – Extended Architecture), то есть имеющей сектора только mode2 (с возможностью коррекции ошибок – form1 или без нее – form2), и одной или большего количества MPEG-дорожек (полностью из секторов form2). VCD используют в VCD-плейерах и устройствах CDi. MPEG-дорожки можно также просматривать на компьютерах, оснащенных подходящим аппаратным или программным MPEG-плейером.
По установлении VCD в VCD-плейер появляется “меню”, имеющее ряд позиций, по которым пользователь переходит в другие “меню”, вызывает демонстрацию видео или другие возможности. Все видеопоследовательности хранятся в MPEG-формате.
Для записи VCD на компьютере, как правило, создается файл с образом диска. Этот файл содержит интерактивные связи, видео, текст и графику. Устройство для записи CD-дисков с соответствующим программным обеспечением переносит его на специальный CD-диск с золотым покрытием (называемый также мастер-диском), который затем может быть тиражирован механическим способом на дешевые матрицы с алюминиевым покрытием.
На диск наряду с MPEG-видео можно поместить огромное количество информации. Есть возможность варьировать объем видео, звукового, текстового и графического наполнения.
Причем VCD-диски могут воспроизводиться на компьютерах, начиная с i486, и без использования специальной MPEG-платы, которыми сегодня наводнен рынок (их распространяют как приставки ко всем графическим платам).
“Запаса прочности” у действующей DVD-технологии “красного лазера” уже практически нет – объем до 17 Гбайт является предельным. Но:
- уже разработано (для стандарта DVD-RAM) следующее поколение оптических дисков. В них запись/чтение будет производиться фиолетовым лазером (технология коротковолнового “голубого лазера”) с длиной волны 405 нм, что позволит на одной стороне диска размещать до 27 Гбайт, а в двухслойном варианте – 50 Гбайт. В таких дисках, которые называются Blu-Ray Disc, расстояние между треками (tracking pitch ) уменьшено до 0,32 мкм, а минимальный размер пита составляет 0,138 мкм. При этом новые диски позволяют размещать до 13 часов видео стандартного разрешения.
Параметры Blu-Ray-диска и “обычного”:
«Компакт диск. Оптические носители информации». МБОУ ООШ 37 п. Балакирево. Декабрь 2012 года. Авторы проекта: Журавлева Светлана Егоровна – учитель физики, – презентация
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАнна Голодецкая
Похожие презентации
Презентация по предмету “Физика и Астрономия” на тему: “«Компакт диск. Оптические носители информации». МБОУ ООШ 37 п. Балакирево. Декабрь 2012 года. Авторы проекта: Журавлева Светлана Егоровна – учитель физики,”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 «Компакт диск. Оптические носители информации». МБОУ ООШ 37 п. Балакирево. Декабрь 2012 года. Авторы проекта: Журавлева Светлана Егоровна – учитель физики, Ученики девятых классов.
2 Творческое название «История взлёта и падения, или компакт-диск умер, да здравствует…».
3 Основополагающие вопросы: – история возникновения компакт дисков; – классификация компакт дисков; – устройство компакт дисков; Проблемный вопрос: Есть ли будущее у компакт дисков?
4 Типология проекта – информационный, творческий; Проект ориентирован на учащихся 9 класса Предметная область: физика, информатика, технология; Длительность проекта – краткосрочный О проекте
5 Цели проекта: познакомить учащихся с понятием – носитель информации, видами носителей информации; познакомить уч-ся с различными видами носителей информации, историей возникновения носителей информации; закрепить и систематизировать знаний учащихся о хранении информации; раскрыть творческий потенциал каждого ученика; дать возможность приобрести навыки научно- исследовательской работы; расширить знания по предметам физика, информатика, история, технология; реализовать выполнение оригинальных идей по вторичному использованию компакт дисков; научить различным формам презентации проектно- исследовательских, творческих работ;
6 Задачи проекта: образовательная: акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах), дать учащимся представление о древних и современных носителях информации, показать разнообразие носителей информации; развивающая: формирование интереса к предмету; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, формировать потребность в обучении и саморазвитии, раскрывать творческий потенциал учащихся; воспитательная: воспитание самостоятельности, дисциплинированности во время подготовки материала в библиотеке, воспитание культуры интеллектуального труда, чувства коллективизма и ответственности при работе в группах, воспитание точности и своевременности выполнения указаний учителя.
7 Аннотация Данный проект посвящен компакт дискам. Он направлен на актуализацию и расширение знаний. В проекте раскрываются вопросы об истории создания компакт дисков, о некоторых характеристиках СД, использовании и строении СД. Особое внимание уделялось теме исследования «Утилизация компакт дисков», в которой рассматривалась проблема загрязнения и вторичного использования. Работа над проектом проводилась во внеурочное время.
8 Частные вопросы Темы исследований Формы отчетности 1. «Сведения из истории». 1. Что такое компакт-диск? 2. История. Кто первый. 3. История взлёта и падения компакт диска. Сообщение. Презентация 2. «Компакт диск сегодня». 1. Строение компакт дисков. 2. Как устроен компакт диск. 3. Этапы производства компакт- дисков. 4. Что означает цвет рабочей поверхности CD-R- диска? Сообщение Презентация. 3. «Вторичное использование компакт дисков». 1. Утилизация компакт дисков. 2. Как сделать из дисков поделки? 3. Творчское задание. Изготовление новогодней елки из дисков. Сообщение Презентация Поделка.
9 Подготовительный этап Выбор темы проекта, формулирование основополагающего, проблемного и частных вопросов, тем исследований, формирование групп.
10 Контрольно-коррекционный этап Сбор материала из различных источников.
11 Контрольно-коррекционный этап Анализ собранного материала.
12 Практический этап Самостоятельная работа учащихся.
13 Творческий этап проекта Самостоятельная работа учащихся.
14 Заключительный этап Защита проекта. Выступление учащихся.
15 Заключительный этап Что такое компакт диск? История. Выступление 1 группы: Компакт-диск был разработан в 1979 году компанией Sony.1979 годуSony Уже в 1971 году американский физик Джеймс Рассел, продемонстрировал своё изобретение для хранения данных.1971 году Джеймс Рассел Мало кто знал, что в СССР в 1933 году действительный член РАН профессор Владимир Котельников теоретически обосновал принципы цифровой звукозаписи
16 Заключительный этап Строение компакт дисков. Выступление группы 2. Компакт-диск представляет собой поликарбонатную подложку толщиной 1,2 мм и диаметром 120 мм, покрытую тончайшим слоем металла (золото, серебро, алюминий и др.) и защитным слоем лака, на который наносилась этикетка, представляющая содержание диска. На внешней поверхности компакт-диска имеется кольцевой выступ высотой 0,2 мм, позволяющий диску, положенному на ровную поверхность, не касаться этой поверхности. В центре диска расположено отверстие диаметром 15 мм. Масса диска – 15,7 г.
17 Заключительный этап Утилизация компакт дисков. Выступление группы 3. Каждый год миллиарды компакт-дисков изготавливаются, и большинство из них в конечном итоге оказываются на свалках или в печи. Обычно люди покупали много фильмов, музыки и чистые компакт-диски в избытке. Знаете ли вы, что средняя семья имеет около 114 компакт-дисков и из них всего около 5% действительно используются. Почти 85% дисков выбрасываются, и они в конечном итоге захламляют окружающую среду. Пора начать работу по утилизации компакт-дисков
CD-R Краткая история CD
Что общего между шведским квартетом ABBA и немецким композитором и пианистом Людвигом ван Бетховеном?
Что общего между шведским квартетом ABBA и немецким композитором и пианистом Людвигом ван Бетховеном? Большинство опрашиваемых ответят неверно: дело вовсе не во всемирной известности, хотя вряд ли в наше время отыщется человек, который бы ни разу не слышал о культовой группе или о великом мастере Венской классической школы.
В 1982 году в немецком городе Лангенхагене произошло событие, навсегда изменившее музыкальный мир и предопределившее путь его дальнейшего развития: на лангенханском заводе началось производство компакт-дисков. Первым альбомом, записанным на новом носителе информации, стал знаменитый “The Visitors” квартета ABBA. Вторым – сборник фортепианных концертов Бетховена. Всего через несколько месяцев в Японии стартовали массовые продажи альбома Билли Джоэла (Billy Joel) “52nd Street” – певец получил за него Grammy.
А дальше начинается история взлета и падения индустрии CD формата.
Компания Sony активно продвигает свое совместное с Phillips детище, выпуская в 1982 году первый СD-плеер, а спустя 2 года его автомобильную версию и первый компактный CD-проигрыватель “Sony DiscMan”. Музыканты из числа звезд тоже начинают присматриваться к CD, а самые смелые из них выпускают альбомы на новом носителе. Так первым американским CD-релизом стала пластинка Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen) Born in the USA, вышедшая в 1984 году, а первым синглом – песня Brothers In Arms Dire Straits, вышедшая в Германии в ходе европейского турне группы.
В СССР первый CD-альбом появился лишь в 1989 году. Это была “Стихира к тысячелетию Крещения Руси” Родиона Щедрина. Правда существовал еще внекаталожный диск Roxette, отлитый с матрицы, привезенной шведскими специалистами. Этот альбом был выпущен тиражом всего 180 экземпляров и может считаться пионером российского CD формата. Впрочем, плееров, способных проигрывать CD-формат, в СССР было раз-два и обчелся и поэтому большая часть продукции благополучно уходила на экспорт.
Удобный размер, доступная цена, возможность выпуска медиапродукта огромным тиражом – все это гарантировало успешное освоение и завоевание музыкального рынка. Всем казалось, что музыкальные диски никогда не утратят своей популярности. Однако у новинки 1982 года тоже имелись свои недостатки.
“Компакты” требуют бережного обращения (это не виниловая пластинка, однако на глянцевой поверхности диска даже при самом аккуратном обращении со временем появляются царапины). На CDDA – звуковом компакт-диске – время записи ограничено, поэтому любителям совершать длительные прогулки под любимые треки одним CD было не обойтись, да и плееры, даже самые тонкие и усовершенствованные, все равно казались несколько громоздкими.
С появлением и распространением аудиозаписей в формате MP3 популярность CD начала снижаться: зачем приобретать альбом целиком, когда есть возможность прослушать отрывки песен и выбрать несколько особенно понравившихся? MP3-файлы удобно хранить, места на носителе требуется совсем немного; единожды заплатив, можно включать любимую музыку бессчетное количество раз, в то время как компакт-диск изнашивается. В результате сегодня крупнейшие корпорации постоянно соревнуются между собой, выпуская все более легкие, удобные и стильные модели MP3-плееров.
Интернет магазины CD включили в ассортимент медиапродукции аудио в удобном формате: теперь понравившийся трек можно приобрести, например, на Amazon, где для поклонников электронной музыки существует возможность приобрести трек и в MP3, и в WAV-форматах (с небольшой разницей в цене); одним из лидеров цифровой торговли стал iTunes Store. Исследователи CD-сектора публикуют данные, не нуждающиеся в комментариях: за 6 лет (2000 – 2006 гг.) продажи альбомов на компакт-дисках, упали почти в полтора раза. Еще в 2008 году IFPI (Международная федерация звукозаписывающей индустрии) официально сообщила о падении продаж компакт-дисков и об увеличении объема скачиваемой из Интернета музыки на 40%. Прогнозы неутешительны: маркетологи уверены, что в ближайшем будущем MP3 окончательно уничтожит компакт-диски как носители формат для аудио.
В России ситуация обстоит еще хуже: если Европа строго следит за соблюдением авторских прав, то у нас музыку чаще всего просто скачивают из Интернета с бесплатных ресурсов и файлообменников. Музыканты, понятное дело, не получают с этого никакой прибыли. Существует и легальный контент, однако на его долю приходится очень маленький процент скачиваний.
Однако, говорить, что музыкальные альбомы, выпускаемые на CD, исчезнут окончательно, все-таки рано.
И меломаны, и специалисты до сих пор спорят о качестве звучания MP3-файлов. И хотя многие утверждают, что даже эксперты не всегда могут отличить MP3-трек от трека, воспроизводимого с компакт-диска, аудиофилы остаются при своем мнении: лицензионные аудиозаписи звучат глубже, объемнее, а сравнивать качество звука с MP3-звучанием просто не имеет смысла. К тому же и зарубежные, и отечественные музыкальные магазины не собираются прекращать продажи лицензионных дисков. И старшее поколение, и аудиофилы на данный момент все еще имеют возможность купить CD диски с любимыми альбомами. Так что битва CD против MP3 далеко не проиграна.
И все же ответим на вопрос, заданный в начале статьи: “Что общего между ABBA и Бетховеном?” На первом музыкальным компакт-диске, как мы уже знаем, был записан последний альбом знаменитого шведского квартета. Когда возник вопрос о том, сколько времени будет длиться запись на новом носителе информации, Норио Ога, дирижер, оперный певец, занимающий должность вице-президента корпорации Sony, озвучил решение, согласно которому на CD должна была поместиться Симфония №9, автором которой является немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен. Решение о емкости компакт-диска принималось исходя из времени исполнения наиболее продолжительной версии симфонии — 74 минуты… Впрочем, как утверждает Кеес Имминк, инженер, работавший в Philips, это не что иное, как красивая легенда. Верить в нее или нет — личное дело читателя.
Первый советский компакт-диск
В ноябре 1987 года в Москве прошла выставка “Машиностроение”, посвященная, как водится, 70-летию октябрьской революции. Один из разделов выставки был отдан товарам народного потребления. Именно там официально был презентован первый советский компакт-диск и первый советский CD-проигрыватель
Вот видеоролик с этой выставки, показанный в программе “Время” 8 ноября 1987 года
Однако более-менее широкое производство компакт-дисков в нашей стране затянулось ещё на 3 года.
В 1987-88 годах для Всесоюзной фирмы грамзаписи “Мелодия” было закуплено многочисленное оборудование для записи “в цифре” и оцифровки аналоговых записей. После этого оставались лишь два пути для появления компакт-дисков “Мелодии”: выпускать их за рубежом или организовать собственное производство. Ведущий специалист Управления ВФГ “Мелодия” Вадим Васильевич Смирнов, наиболее сведущий в то время в перспективах цифровых носителей звука, настаивал и убеждал руководство фирмы и Минкульта СССР в реализации второго направления. Он собрал информацию о производителях оборудования, встречался с зарубежными инженерами и начал готовить материалы для контракта. На этом этапе ему пришлось столкнуться с массой проблем технического и организационно-финансового плана
Для поставки и монтажа оборудования “чистых комнат”, систем подачи воздуха, очистки воды и самого оборудования репликации нужно было выбрать компанию, которая, с одной стороны, могла бы координировать все эти работы, а с другой стороны, – иметь хоть какой-то опыт работы в СССР, учитывая все особенности и проблемы, которые возникали в те годы. Так же, как и сейчас, в те годы существовало подобие нынешнего тендера. А именно, выбирали из 3-4 предложений зарубежных фирм. Конечно, откаты были и тогда, правда гораздо более скромными, не в таких размерах, как в нынешние времена.
Летом 1989 года на несколько недель на обучение с последующей сдачей практических экзаменов в Швецию, Германию, Голландию съездило руководство фирмы и более 20 инженеров и будущих операторов оборудования. Наши молодые инженеры произвели очень хорошее впечатление на “западников”.
В тендере приняли участие четыре фирмы, в том числе ANCLA (Германия) и NIMBUS (Англия). За явным преимуществом выиграли немцы. Дело в том, что г-н Ширш давно работал в России, удачно завершил несколько проектов, связанных с оснащением электроникой и акустикой многих организаций, включая Верховный Совет СССР. Фолькер Ширш не очень хорошо разбирался в технологии, но обладал организационным даром и даром убеждения.
Правда англичане (NIMBUS) не хотели мириться с тем, что их “прокатили”, ведь все признавали, что диски NIMBUS отличались высочайшим качеством. Кто-то им подсказал, что жаловаться на “Мелодию”, “Машприборинторг” и Ширша куда-то кроме Комитета Партийного Контроля бесполезно. Это они и сделали. Вадиму Смирнову пришлось пережить несколько неприятных дней “допросов” с объяснениями выбора. Звучит как анекдот, но генеральный директор “Мелодии” сказал Смирнову: “Если до конца дня не вернешься – будем выручать”. Хорошо, что проект англичан был не дешевле и не включал поставки всех материалов.
Итогом всего этого стал выпуск серии компакт-дисков с записями классической музыки в 1990 году
Вот как выглядит CD, на котором гордо значится надпись “первый русский компакт-диск”, с записями двух музыкальных композиций – “Стихира № 1 на преставление Петра, митрополита Московского и всея Руси” Ивана Грозного и “Стихира на тысячелетие Крещения Руси” Родиона Щедрина
Однако, если верить серийному номеру он был не первым. Под номером SUCD 10-00001 значится диск Петра Ильича Чайковского с сюитами из балетов “Лебединное озеро” и “Щелкунчик”